ЗАСО «ТАСК»

Везем, летаем, доставляем

1 августа, 2024

Перспективы совершенствования отрасли, развитие общественного транспорта, внедрение новых технологий, изменения в сфере пассажирских перевозок, ремонт и реконструкция дорог. Эти и ряд других тем обсуждены на пресс-конференции, приуроченной к 85-летию Министерства транспорта и коммуникаций.

Изображение использовано в качестве иллюстрации

В Беларуси фактически прекращена деятельность нелегальных перевозчиков в нерегулярном сообщении, констатировал начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Андрей Гладкий. Все это благодаря принятию Указа № 32, ужесточению контроля со стороны Транспортной инспекции и ГАИ. Появилась возможность изъятия подвижного состава нарушителей действующих требований до решения суда. Только за текущий год данной процедуре подвергнуты около 70 автобусов и 280 легковых автомобилей­-такси. При этом оплачиваются не только высокие штрафы, но и услуги штрафстоянок. Все вкупе оказало положительное влияние на ситуацию.

– Индивидуальные предприниматели, выполняющие перевозки в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями-­такси, с 1 августа должны быть включены в реестр. По 31 октября внесение сведений о транспортных средствах, перевозчиках, водителях и диспетчерах осуществляется бесплатно, – отметил представитель ведомства.

В общественном транспорте крупных городов Беларуси в ближайшее время появится возможность автоматизированной оплаты проезда. В столице она функционирует достаточно давно. Также активно модернизируются системы оплаты через мобильное приложение.

Андрей Гладкий привел статистику обновления парка городского транспорта. С 2021 года приобретены более 1,1 тыс. автобусов, 270 троллейбусов, 48 электробусов. За шесть месяцев текущего закуплены 260 автобусов и 29 электробусов. До конца года планируются еще порядка 700 автобусов, 100 троллейбусов и 70 электробусов. При этом организации и облисполкомы ориентированы на создание максимально комфортных условий передвижения и поездок пассажиров. Так, вся приобретаемая техника для городских перевозок предусматривает наличие систем кондиционирования.

В Беларуси перевозки осуществляются по более чем 4,5 тыс. пригородных маршрутов и около 650 междугородным. В целом зарегистрировано свыше 700 перевозчиков всех форм собственности.

Андрей Гладкий также затронул вопрос международных перевозок грузов. Сейчас белорусские транспортники выполняют их в 14 стран. Активно прорабатывается возможность доставки товаров автотранспортом в Пакистан, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Катар и ряд других. Одно из основных направлений – Китай.

Изображение использовано в качестве иллюстрации

– В прошлом году подписано соглашение с Российской Федерацией, которым регламентируется выполнение перевозок непосредственно между двумя государствами, а также в/из третьих стран. Сейчас ожидаем его ратификации со стороны российских коллег, – обратил внимание начальник управления.

Невзирая на сложившуюся внешнеполитическую ситуацию, гражданская авиация Беларуси развивается активно и динамично. Высоких показателей в работе позволяет добиваться тесное сотрудничество всех авиапредприятий. Заместитель директора Департамента по авиации Минтранса Александр Апет подчеркнул, что за минувшее пятилетие в республике реализован ряд крупных инвестиционных проектов, направленных на создание современной авиационной инфраструктуры. Введена вторая взлетно-­посадочная полоса, оснащенная новейшим оборудованием и способная принимать любые типы самолетов: от грузовых до пассажирских гигантов. После масштабной реконструкции открыт аэродром «Орша», получивший статус международного. Построен Центр управления воздушным движением. На Минском авиаремонтном заводе сдан в эксплуатацию цех по смывке и покраске самолетов.

Спикер сделал акцент, что даже в условиях экономических санкций воздушный транспорт страны продолжает поддерживать свой международный уровень:

– «Белавиа» совершает полеты в 22 зарубежных аэропорта 10 государств, к нам летают 9 иностранных авиакомпаний, в том числе из Российской Федерации, Узбекистана, Китая, ОАЭ. Открыты регулярные направления полетов из Бреста, Гомеля и Витебска в Москву и Санкт­-Петербург. Также выполняются чартерные рейсы из аэропортов областных центров в Турцию и Египет.

Изображение использовано в качестве иллюстрации

С учетом постоянно расширяющихся контактов с различными регионами РФ прорабатываются вопросы открытия в ближайшей перспективе авиасообщения с Барнаулом, Владикавказом, Волгоградом, Омском и Тюменью.

Разрыв традиционных цепочек поставок вследствие геополитических процессов и санкционных ограничений привел к переформатированию логистики доставок. Заместитель начальника службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Управления Белорусской железной дороги Ирина Каплевская сообщила, что перераспределение торговых потоков произошло в направлении дружественных стран – на восток и юг.

Ключевым партнером Беларуси является Россия. Проделана значительная работа по созданию новой логистики с применением припортовой инфраструктуры страны­-соседки. Принятые меры позволили задействовать для доставки белорусского экспорта 14 портов РФ. Совместно развивается инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования IX Общеевропейского коридора.

БЖД провела важную работу в части снижения тарифов на перевозку грузов теми странами, на которые были переориентированы транспортные потоки. Тарифные преференции получены от России, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана.

В текущем году белорусские грузы экспортируются по железной дороге в более чем 90 государств мира. Добавились Сенегал, Перу, Мали, Уругвай, Эфиопия и ряд других. Благодаря сотрудничеству с железными дорогами РФ, Китая, Казахстана, Ирана, Азербайджана и Туркменистана сформирован новый транспортно­логистический каркас перевозок:

– Беларусь прокладывает новые маршруты по осям «Восток – Запад» и «Север – Юг». Создаются необходимые условия для наращивания объемов экспортных поставок продукции отечественных предприятий контейнерами на рынок Китая, – резюмировала Ирина Каплевская.

Изображение использовано в качестве иллюстрации

Ее коллега начальник отдела организации пассажирских перевозок БЖД Сергей Шемет озвучил статистику перевезенных пассажиров внутри страны за первое полугодие – около 30 млн.

– Наиболее востребованы перемещения поездами городских и региональных линий. Они составляют 85% общего количества поездок, – констатировал представитель стальной магистрали. – Поездами региональных линий воспользовались 22 млн человек, городских – 1,7 млн, региональных бизнес-­класса и международных линий – 4,7 млн.

Среди международных направлений лидируют Москва и Санкт-­Петербург – удельный вес перевозок в эти города составляет 90% и продолжает расти. За первое полугодие пассажиропоток достиг 1,1 млн, что выше на 14% по сравнению с предыдущим аналогичным периодом.

Диана СЮЛЬЖИНА, «ТВ»