ЗАСО «ТАСК»

ВАЖНОСТЬ ПРОРЫВНЫХ РЕШЕНИЙ

3 июля, 2025

Более 2,7 тыс. человек из 33 стран приняли участие в IV Евразийском экономическом форуме. Насыщенная двухдневная деловая программа состояла из шести крупных тематических блоков, включающих 35 мероприятий по промышленности, транспорту, сельскому хозяйству и другим направлениям. Главной темой стала «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы».

В рамках форума прошла панельная сессия «Устойчивый транспорт в Евразийском регионе: мобильность, мультимодальность и цифровизация». Беларусью инициирован вопрос либерализации и гармонизации международных автомобильных перевозок. В ходе дискуссии министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович призвал двигаться более быстрыми темпами в его решении:

– На мой взгляд, здесь нам не хватает прорывных решений, которые бы позволили успешно преодолеть переориентацию товаров, сырьевых потоков в нашем экономическом пространстве с западного на южное и восточное направления.

Одними из приоритетов развития транспортного комплекса, по мнению министра, являются цифровизация перевозок и развитие интеллектуальных транспортных систем:

– В процессе обеспечения безопасности дорожного движения и оперативного реагирования на изменения дорожной ситуации активно внедряются технологии машинного зрения и искусственного интеллекта. Для этих целей в Беларуси создан Центр мониторинга дорожного движения. В следующем году завершим разработку программно-аппаратного комплекса для него.

Кроме того, обеспечен процесс полного электронного документального сопровождения грузовых и железнодорожных перевозок, начиная от принятия заявки на доставку грузов до оформления их выдачи.

– Реализована возможность обмена электронными перевозочными документами с цифровой подписью на основе международных технических стандартов. В области автомобильных перевозок также необходимо более активно продвигаться к внедрению международной товарно-транспортной накладной в электронном виде. Ожидаем конкретных результатов от деятельности рабочей группы по этому вопросу, созданной на площадке ЕЭК, – подчеркнул Алексей Ляхнович.

Цифровые платформы и приложения коренным образом меняют практику пользователей для планирования маршрутов с учетом всех видов транспорта, покупки единых билетов, поделился своим мнением на панельной сессии член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Арзыбек Кожошев:

– Интеллектуальной основой устойчивого транспорта являются цифровизация технологий всех аспектов, создание цифрового двойника физической инфраструктуры процессов. Интеллектуальное системное направление – мозг современного транспорта, регулирования дорожного движения, мониторинг заторов в реальном времени. Умные железные дороги в системе автоматического управления поездами повышают безопасно-пропускную способность магистралей. Внедрение интеллектуальных транспортных систем позволит сократить количество ДТП на треть. Анализ огромных массивов данных о транспортных потоках, авариях и погодных условиях позволяет прогнозировать нагрузки, оптимизировать маршруты и принимать обоснованные практические решения. В ЕАЭС реализовано информационное взаимодействие при проведении автотранспортного контроля на внешней границе Союза. Создан отдельный общий процесс, который предлагает обмен сведениями о результатах транспортного контроля в режиме реального времени.

По словам Арзыбека Кожошева, блокчейн находит применение для безопасного и прозрачного документооборота, отслеживания прохождения товаров, ускоряя обращение трансграничных перевозок:

– Страны ЕАЭС уже добились огромных успехов. В электронный вид переведено все больше документов. Стоит отметить, что искусственный интеллект помогает в прогнозировании спроса оптимизации логистики управления беспилотным транспортом, распознавая опасные ситуации. Создание сквозных цифровых коридоров способствует отслеживанию грузов, а также упрощению таможенных процедур, что резко сокращает время и стоимость.

Беларусь выступает за расширение практики применения навигационных пломб в ЕАЭС, сообщил заместитель председателя Государственного таможенного комитета Андрей Большаков на панельной дискуссии «Интеграционные процессы в сфере таможенного регулирования: новации и экономические преимущества». В ЕЭК рассчитывают в этом году завершить работу над поправками в Таможенный кодекс.

Спикер обратил внимание, что таможенное регулирование всегда находится на стыке интересов государства и бизнеса. Последнему нужны простое и понятное таможенное регулирование, выборочный и прогнозируемый таможенный контроль, отсутствие неоправданных финансовых затрат. Таможенным кодексом ЕЭАС установлены специальные упрощения, предоставлена возможность реализации на национальном уровне бестранзитного перемещения иностранных товаров. Для воплощения инвестиционных проектов успешно функционирует режим свободных (особых) экономических зон.

Альтернатива таможенному сопровождению – навигационные пломбы. Это позволяет упростить и ускорить процедуру доставки грузов получателю, в том числе за счет использования одной навигационной пломбы на всем пути следования.

– В Беларуси ежесуточно применяются порядка тысячи навигационных пломб. Имеющаяся система отслеживания стала серьезным подспорьем для контроля, – отметил Андрей Большаков, добавив, что система в том числе помогает предотвратить вовлечение в незаконный экономический оборот товаров: – Одним из предложений мы видим расширение использования в целом отслеживающих устройств и той системы, которая создана для применения навигационных пломб.

Стальная магистраль обладает значительными резервами провозной и пропускной способности для обеспечения всех потенциальных экспортных грузопотоков, заявил первый заместитель начальника ГО «Белорусская железная дорога» Александр Хорошевич на пленарной сессии «Евразийский агроэкспресс – новые горизонты и возможности». Значительную долю в общем объеме перевезенных грузов занимает продукция аграрного сектора нашей республики.

– Мы готовы организовать консолидацию груза на своей терминальной инфраструктуре для отправки прямых контейнерных поездов с белорусской сельскохозяйственной продукцией и продуктами питания назначением в Китай, страны ЕАЭС и другие государства мира, – подчеркнул спикер.

Александр Хорошевич также отметил, что БЖД заинтересована в расширении географии перевозок с использованием электронных документов и обеспечением электронного документооборота. Выражена готовность тиражировать свой опыт на различные направления железнодорожных перевозок, в том числе в рамках проекта «Евразийский агроэкспресс» по развитию экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия производителей государств – членов ЕАЭС в Китай и по МТК «Север – Юг» в направлении Туркменистана, Ирана, ОАЭ и Индии.