ЗАСО «ТАСК»

В Шклове подвели итоги первого месяца работы электробусов

27 июня, 2024

Два месяца назад Шкловский филиал «Автопарк № 5» ОАО «Могилевоблавтотранс» стал первым в стране, где был осуществлен полный переход с традиционных автобусов на электробусы. На предприятии констатируют: только за первый месяц работы новый подвижной состав принес определенную экономию, и теперь эти денежные средства планируют направить на развитие производственной базы.

В конце марта местному парку передали 15 электробусов производства «Белкоммунмаш». Финансы на реализацию этого пилотного проекта выделило государство – переход на электротранспорт в Шклове обошелся в 23 млн рублей. Предприятие обслуживает 22 маршрута: три городских и 19 пригородных. С 1 апреля «зеленый» транспорт вышел на улицы райцентра, а спустя несколько дней появился на дорогах района.

– Перед тем как осуществить переход на электротранспорт, была проведена большая работа. В городе модернизирована действующая трансформаторная подстанция, проложены новые кабельные линии электропередачи, установлены восемь зарядных станций: две мощностью по 80 кВт и шесть – по 160 кВт. Кроме того, проводилось обучение водителей, технического персонала, – рассказывает директор Шкловского филиала «Автопарк № 5» ОАО «Могилевоблавтотранс» Павел Тимощенко (на фото).

Сегодня на предприятии уже подвели итоги работы первого месяца. Результаты радуют: переход на электротранспорт оказался и экологичным, и экономичным.

– За апрель сэкономили не только на топливе. Большую роль в сокращении затрат сыграл и тот факт, что подвижной состав новый и находится на гарантии. Для сравнения: раньше мы ежемесячно направляли порядка 10 тыс. рублей на приобретение запчастей и техническо­-эксплуатационных жидкостей, – констатирует руководитель.

Сэкономленные денежные средства решено направить на развитие производственной базы. Сейчас здесь идет ремонт, обновляются административное здание и ремонтные мастерские. На предприятии не собираются останавливаться на достигнутом: в будущем планируется внедрить бесконтактную оплату за проезд, организовать единую диспетчерскую, куда будут стекаться все данные видеонаблюдения со всех электробусов.

Приятный момент и в том, что с переходом на электротранспорт возросла заработная плата у водителей, условия работы стали комфортнее. Владимир Жаров трудится в автопарке более 30 лет и за это время сменил не один автобус: крутил «баранку» ПАЗа, ЛиАЗа, «Икаруса» и МАЗа, а теперь пересел на электробус.

– Конечно, ко всему новому нужно привыкнуть, – подчеркивает наш собеседник. – Есть определенные особенности управления электробусом, в частности, связанные с ускорением и торможением. Мне нравится, что не нужно самому объявлять остановки, «планшетку» с маршрутом менять – все делает электроника. Ну а в остальном – время покажет. Я на своем МАЗе пять лет проработал, и никаких серьезных вопросов не возникало. Если и с электробусом также, буду только рад.

Коллегу поддерживает Александр Боховцов. На электробусе он ездит по маршруту Шклов – Могилев – Шклов:

– Зарядки с лихвой хватает на три таких рейса, еще могу и короткий городской маршрут закрыть при необходимости. Новым транспортом доволен – управлять и легче, и проще. Водительское кресло мне очень нравится – все под себя можно настроить. Так что работа теперь – в удовольствие.

Заряжаются электробусы на территории парка на специальных станциях: мощности позволяют наполнить энергией весь имеющийся подвижной состав. Занимает этот процесс совсем немного времени – за три часа батарея подпитывается до 100%.

Заявленный пробег составляет порядка 200 км – этого вполне хватает, чтобы отъездить на любом из маршрутов. Иной раз после рабочего дня остаточный заряд – 30–38%. Опытным путем выяснили: на одной зарядке электробус может пробежать и больше. Так, из столицы к месту назначения красавцы «Белкоммунмаша» доехали своим ходом, а это – более 220 км. Сейчас электробусы в том числе ходят и по маршруту Шклов – Могилев – Шклов. На этом направлении работают два транспортных средства, на которые приходится по шесть отправлений. Расстояние от районного центра до областного составляет около 35 км, и это не считая того, что транспорт заезжает по пути и в агрогородки.

– Конечно, мы сейчас можем говорить только о своем опыте эксплуатации в весенне­-летний сезон, зимой, думаю, расход заряда будет иным – добавятся освещение и отопление салона. Но в целом работой нового подвижного состава довольны и мы, и наши пассажиры, – отмечает Павел Тимощенко.

– Как оказалось, электробусы более требовательны к дорожному покрытию. Неприемлемы ямы глубиной 15 см, высокое снежное покрытие. В самом начале попробовали новый транспорт на пригородном маршруте с гравийкой: за 30 км пути батарея разрядилась на 60%. Притом что за 220 км, которые электробус шел по трассе из Минска до Шклова, – лишь наполовину, – сравнивает директор автопарка.

Именно поэтому дорожную сеть Шкловского района нужно было подтянуть под стать электробусам. Местные дорожники потрудились на славу, провели масштабный ямочный ремонт, сейчас идут работы по обновлению покрытия. Что говорить, но и в самом райцентре возникли нюансы: из­-за высоких бордюров низкопольный электробус не мог подъехать вплотную к остановочному пункту. Но все эти вопросы решаемы.

– Сегодня перед нами стоит задача бережно эксплуатировать новый подвижной состав. Особое внимание уделяется техническим осмотрам – за месяц электробус пробегает порядка 5 тыс. км. Наши специалисты прошли обучение по ремонту и эксплуатации электротранспорта, сейчас же оттачивают эти теоретические знания на практике. Кроме того, мы ежемесячно направляем отчеты заводу­-изготовителю. Нужно еще смотреть, как проявят себя электробусы в осенне-­зимний период: в распутицу, гололедицу и при низких температурах, – резюмирует Павел Тимощенко.

Автопарк ежедневно перевозит порядка 2,5 тыс. человек, примерно 60–68% приходится на городские рейсы. Все маршруты выстроены таким образом, чтобы максимально охватить важные градообразующие предприятия города. Для удобства пассажиров есть и проездные билеты – это позволяет местным жителям существенно экономить на оплате проезда. Что касается пригородных рейсов, то здесь соцстандарт выполняется на все сто. В целом с переходом на электротранспорт маршрутная сеть не претерпела никаких изменений.

Остались в Шкловском автопарке и простые автобусы. Этот транспорт ориентирован на заказные перевозки. Спрос на подобные услуги в районе есть: экскурсии, поездки на концерты и прочие культурные мероприятия. Обращаются предприятия и организации, а также школы.

Есть и собственный грузовой парк из девяти МАЗов. Каждый год здесь перевозят около 64 тыс. тонн различных грузов.

Вклад в доход предприятия вносит диагностическая станция. Ежемесячная выручка от ее работы составляет порядка 28 тыс. рублей. В числе клиентов – не только местные жители. В Шклов на работу приезжают из Могилева, соседнего Оршанского района, поэтому здесь же и проходят техосмотр.

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТВ»