ЗАСО «ТАСК»

В ПОДВАЛАХ БРЕСТСКОГО ВОКЗАЛА. ДО ПОСЛЕДНЕГО…

20 июля, 2023

Всем известно: в начале Великой Отечественной удар немецко-фашистских захватчиков первым принял на себя Брест. О мужестве и героизме солдат и офицеров его цитадели написаны книги и песни, сняты фильмы. Но мало кто знает, что драматичная оборона шла и на железнодорожном вокзале.

В ночь на 22 июня здесь находились сотни пассажиров. Будоражили слухи о приближающейся войне, и многие стремились уехать или хотя бы вывезти родных из города. Внезапно предрассветную тишину нарушил мощный и грозный гул, доносившийся со стороны крепости. Люди выбежали на площадь, персонал станции был растерян. Не хотелось верить, однако все понимали: началась война.

С пяти до шести утра на Брест упало около двух десятков бомб. К моменту, когда от взрывной волны одной из них разом задребезжали все вокзальные окна, большинство пассажиров и сотрудников укрылись под землей. По периметру всего здания, кроме контура главного зала, находился подвальный этаж. Его общая площадь составляла около 1000 кв. метров, которые использовались в основном под хозяйственные нужды.

По плану вторжения железнодорожная станция считалась объектом более важным, чем Брестская крепость. К вокзалу направились солдаты 5-­й роты железнодорожного саперного полка и разведывательного батальона 45­й пехотной дивизии вермахта. После 8.30 большая часть территории Брест­-Центрального уже была под их контролем.

Задержанных пассажиров конвоировали на перроны Московской стороны, а к засевшим в подвалах гитлеровцы послали парламентера с предложением сдаться. Под угрозами уничтожения наружу вышло около половины находившихся там людей, в основном женщины и дети.

Самых несговорчивых фашисты решили в прямом смысле слова выкурить из подвалов – стали забрасывать дымовыми шашками. Но люди держались. Спасаясь от угарного газа, они смачивали платки и куски ткани и через них дышали. Немного помогали и сквозняки. Тогда полетели гранаты…

Началась подземная оборона вокзала. Среди отказавшихся сдаться были бойцы и командиры, следовавшие в служебные командировки и отпуска, и, конечно, работники железнодорожного узла. В том числе, согласно мемуарным источникам, начальник дистанции связи и сигнализации М.П. Мартыненко, главный бухгалтер отделения дороги М.Н. Лебедев, диспетчеры П.И. Ширшов и А.П. Шихов и другие. По имеющимся данным, к вечеру 22 июня в подвалах оставалось около 70 человек.

Как отмечается в книге «Брестский железнодорожный вокзал. Между Западом и Востоком», единого руководства и согласованного плана у защитников вокзала не было. Они не могли вести активную оборону, например, стрелять из окон: устройство последних не позволяло даже заглянуть на перрон. Однако каждый шаг на входе встречали огнем. Защитники не собирались сдаваться. И этого было достаточно, чтобы важный железнодорожный узел не считался захваченным объектом.

Спустя несколько дней враг применил новую тактику: находящихся в подземелье стали заливать. Для этого напротив окон останавливали паровозы и, проложив шланги, опорожняли тендеры. Потом снова заправляли и подгоняли опять. Спустя время в некоторых отсеках подвала вода поднялась выше пояса. Некоторые люди, не выдержав, вышли.

Оставшиеся боролись с холодом и голодом еще сутки. Только 26­-го числа командованию 12­-го армейского корпуса поступил доклад о том, что на вокзале наконец сдались 48 человек. Однако самые стойкие все­-таки продолжали находиться в подвалах, несмотря на то, что уровень воды достиг критической отметки. Всего несколько десятков железнодорожников и милиционеров Брестского вокзала в неравном противостоянии удерживали подземелье захваченного гитлеровцами здания больше недели.

Стойкость защитников вызывала уважение даже у гитлеровцев. Диверсант, оберштурмбанфюрер СС Отто Скорцени писал в своих мемуарах: «Русский гарнизон Брестской цитадели в буквальном смысле слова вел борьбу до последнего патрона, до последнего человека. То же самое было в районе вокзала. Там войска противника сосредоточились в глубоких подвалах и отказывались сдаваться. Как я узнал позже, подвалы пришлось затопить, поскольку все другие попытки оказались неудачными».

В начале 1950-­х годов Брестский вокзал был реконструирован. Только тогда из его подвалов полностью откачали воду и обнаружили останки четырех человек. К сожалению, до сих пор не удалось установить имена всех погибших при обороне. Подземелье станции Брест-­Центральный хранит еще много тайн.

Память об отважных защитниках жива. На здании установлены мемориальные доски с именами героев, а их фото и предметы военного времени, найденные во время реконструкции, бережно хранятся в музее истории вокзала.

Людмила НИКОЛАЙЧУК, «ТВ»