Ежедневно в Транспортную инспекцию стекаются огромные объемы данных. Созданная информационная система контроля позволяет минимизировать количество проверок на линии, повысить эффективность деятельности. О результатах проведенной масштабной работы мы побеседовали с первым заместителем начальника ТИ Юрием Костюком.

– Программный продукт является прорывным с точки зрения повышения информативности транспортного контроля, а также возможности получения сведений от других контролирующих органов, – отметил заместитель руководителя Транспортной инспекции – главного контролирующего органа Минтранса, который в соответствии со своими полномочиями отвечает за контроль железнодорожного, внутреннего водного, автомобильного, городского электрического транспорта.
Информационная система состоит из различных модулей и компонентов. К примеру, один из них отвечает за получаемые от таможенных органов сведения о пересечении транспортными средствами государственной границы, в частности, о дате и времени, сопроводительных документах, массе груза, водителе. Сегодня совсем необязательно быть на дороге для осуществления контрольных мероприятий. Многое можно проводить дистанционно, находясь в кабинете, но для этого необходима определенная информация.
– Транспорт, передвигаясь по территории нашей страны, пересекает в течение дня несколько областей, – вводит в курс дела Юрий Константинович. – И любой специалист инспекции, имея на руках планшет, видит сведения обо всех контрольных мероприятиях, проведенных до него в отношении этого транспортного средства. Такую степень автоматизации невозможно было бы обеспечить без единого информационного поля.
Раньше результаты проверок фиксировались специалистами ТИ на бумаге. Сейчас они вносятся в компьютер, моментально попадая в базу данных. Это позволяет не осуществлять одинаковые контрольные мероприятия в отношении одной и той же машины, снижая необоснованную нагрузку на бизнес.
Функционирование системы поможет внести вклад в решение ряда других задач. Среди них – соблюдение весогабаритных параметров, режима труда и отдыха, использование разрешений на международные автоперевозки, оплата проезда по платным участкам автомобильных дорог, снижение количества ДТП и степени их тяжести. Все это не только будет способствовать повышению комфорта и безопасности участников дорожного движения, но и увеличит поступления средств в государственный бюджет, сделает нашу страну привлекательной для транзитных перевозок.
– Конечно, в дальнейшем планируем доработать систему. Однако уже сейчас она позволяет автоматически сформировать множество необходимых вариантов отчетности, оперативно получать все запрашиваемые данные. Более того, теперь мы можем собирать информацию о тех участках дорог, где чаще всего фиксируются одинаковые нарушения, а значит, выявлять их причины. Это даст возможность регулировать транспортную отрасль в целом, – подвел итог Юрий Костюк.
Разработка информационной системы транспортного контроля в рамках реализации мероприятия государственной программы выполнена в полном объеме, система введена в постоянную эксплуатацию.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в отрасли национальной экономики, в том числе в транспортном комплексе, определено Государственной программой «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы.
Диана ХВАЛЬКО, «ТВ»