ЗАСО «ТАСК»

В БЕЗОПАСНОСТИ МЕЛОЧЕЙ НЕ БЫВАЕТ

7 августа, 2025

В рамках проведения на отраслевых предприятиях и в организациях Недели нулевого травматизма 30 июля прошел международный семинар по теме реализации требований Директивы Президента Республики Беларусь № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины». Его организаторами выступили Минтранс и БелПрофТранс, которые представляли первый заместитель министра Григорий Глазко и председатель Владимир Федорович. В мероприятии принял участие заместитель председателя Федерации профсоюзов Беларуси Вадим Грачев.

С каждым годом формат семинара расширяет свои границы. В нынешнем участвовали уже порядка 250 руководителей, главных инженеров, профактив предприятий отрасли, представители Минтруда, главного управления ГАИ МВД, МЧС, Федерации профсоюзов Беларуси. Присоединились коллеги из Китая, России и Турции. Среди них – генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников (МКПЖ) Геннадий Косолапов, руководитель технической инспекции труда Роспрофжел – главный технический инспектор труда Андрей Лазарев. Пленарному заседанию предшествовали панельные дискуссии и ознакомление с условиями труда на базе ОАО «Белмагистральавтотранс» и электродепо «Могилевское» ГП «Минский метрополитен».

  • Многопрофильная компания ОАО «Белмагистральавтотранс» работает в сферах международных грузоперевозок, логистики и автосервиса. Собственный автопарк насчитывает 218 автосцепок, география направлений – Россия, Китай, Средняя Азия, Кавказ, Турция. Услуги включают также таможенное оформление, хранение и терминальную обработку, развивается лизинговая деятельность. Логистический центр оснащен современным оборудованием, объемы оказываемых здесь услуг увеличились в шесть раз.

Повышенное внимание на предприятии уделяют улучшению рабочей среды, социально-бытовых условий, обеспечению требований

охраны труда, комфорта и безопасности сотрудников, благоустройству. За последние четыре года в это вложено больше средств, чем за предыдущих 20 лет.

С целью увеличения мотивации труда и обеспечения социальной защищенности предусмотрен ряд дополнительных льгот. Действует добровольное страхование жизни и медицинских расходов, гарантируется значимый соцпакет.

На практике стали использовать новые технологические средства и инновационные решения в сфере обеспечения охраны труда. Ощутимые результаты дают сформированные подходы к организации работы. Это касается приобретения транспорта с полным функционалом, использования новейшего диагностического оборудования, мониторинга транспортных средств и состояния работника, оснащения автомобилей техническими новшествами и современными системами безопасности. Применяются новые форматы обучения и тренингов сотрудников.

Об инновационных решениях по обеспечению транспортной безопасности и условий труда, в том числе с применением искусственного интеллекта, речь шла и в ходе панельной дискуссии. На ряде предприятий закуплены системы, которые позволяют без участия человека проводить медосмотры. Еще одно нововведение –мониторинг состояния водителя «Антисон». В ОАО «Белмагистральавтотранс» был также продемонстрирован программно-аппаратный комплекс по проведению предрейсовых и предсменных медицинских осмотров водителей.

Руководитель научно-технического центра ОАО «Минский автомобильный завод» Андрей Савчиц рассказал участникам о системе автопилота, интеллектуальной логистике и других современных решениях, внедряемых на технике отечественного производителя, а также о корпоративной интеллектуальной системе управления парком автотранспортных средств «МАЗ».

Ознакомление с предприятием продолжилось на его территории. На сервисных станциях участникам семинара представили применяемые технологии обслуживания техники.

  • Еще одной локацией стало электродепо «Могилевское». ГП «Минский метрополитен» занимает более трети в обеспечении транспортной мобильности жителей и гостей столицы. С начала его эксплуатации в 1984-м по настоящее время среднесуточная перевозка пассажиров возросла с 207 тыс. до 684 тысяч.

В минувшем году тремя линиями подземки воспользовалось свыше 250 млн 307 тыс. человек. В 2008-м здесь первыми среди метрополитенов постсоветского пространства освоили капитальный ремонт вагонов в условиях депо.

Участники семинара ознакомились с процессом обновления подвижного состава, производственно-техническими возможностями и социально-бытовыми условиями. Гости побывали на участке подъемочного ремонта, рельсосварочной базе, в доме отдыха локомотивных бригад, лаборатории диагностики и ремонта устройств поездной автоматики. В классе технического обучения, где проходит проверка знаний, можно было попробовать себя в роли машиниста на учебном тренажере. В отстойно-ремонтном корпусе транспортники увидели эксплуатирующиеся сегодня в метро поезда, в которых применены новейшие системы информирования и оповещения пассажиров, обеззараживания воздуха (при кондиционировании и обогреве), технология «теплый поручень». Они также оборудованы устройствами автоведения.

Соблюдение безопасных условий труда при организации производственных процессов на железнодорожном транспорте стало темой и панельной дискуссии. В ней приняли участие первый заместитель директора – главный инженер Минского метрополитена Игорь Шестаков, руководитель технической инспекции труда Роспрофжел – главный технический инспектор труда Андрей Лазарев, рассказавший об инновационных подходах в осуществлении общественного контроля за соблюдением ОТ в железнодорожных организациях России.

  • В подготовленном БелПрофТрансом 20-минутном фильме своим опытом в сфере обеспечения охраны труда, техники безопасности, экономии средств, внедрения новшеств поделились представители автобусного парка № 1 ОАО «Миноблавтотранс», «Витебскводтранса» РУЭСП «Днепробугводпуть», ДЭУ № 55 РУП «Гродноавтодор», транспортного парка № 2 ГП «Минсктранс», ОАО «ДОРОРС», Минского аэроклуба ДОСААФ имени С.И. Грицевца, где проходит подготовка курсантов Белорусской государственной академии авиации и Военной академии. С его демонстрации началось пленарное заседание, на котором участников форума поприветствовал министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович:

– Сегодня на площадке республиканского семинара в Минске мы собрались обсудить важные вопросы, волнующие всех нас. Особое внимание – внедрению технологий и инновационных решений, направленных на укрепление безопасности транспортной деятельности и снижение рисков для людей. В вопросах безопасности не бывает мелочей: важен системный подход к повышению эффективности охраны труда, а во главе угла должны стоять профилактика, дисциплина, анализ допущенных нарушений. В стране объявлена пятилетка качества. И перед отраслью стоит амбициозная задача поднять безопасность труда на транспорте на качественно новый уровень. Ведь во многом именно качество труда определяет уровень жизни граждан.

Открывая пленарное заседание, первый заместитель министра Григорий Глазко в числе первоочередных мер назвал создание на транспорте комфортной производственной среды и снижение уровня травматизма. За каждым случаем стоит человеческая жизнь, поэтому необходим строгий контроль. В настоящее время в отрасли реализуется Концепция нулевого травматизма, а одной из форм работы по его профилактике является проведение с 2021 года Недели нулевого травматизма.

– Устойчивую тенденцию к снижению производственного травматизма и заболеваемости можно сохранить благодаря совместной работе всех сторон социального партнерства, грамотности, сознательному отношению каждого к своей собственной безопасности, – констатировал председатель БелПрофТранса, отметив, что для минимизации рисков в области охраны труда нужно двигаться к созданию высокой культуры безопасности и здоровья на всех уровнях.

По словам Владимира Федоровича, социальный диалог между транспортным ведомством и профсоюзом позволяет активно участвовать в процессе принятия решений в сфере охраны труда. Это не только способствует выработке более эффективной политики и стратегии, но и вносит решающий вклад в укрепление ответственности и заинтересованности сторон, тем самым содействуя оперативной и более эффективной реализации принятых решений.

Большую роль играет техническая инспекция труда профсоюза, деятельность которой направлена на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства. Эту работу на профессиональной основе осуществляют 14 технических инспекторов труда и на общественных началах – 3810 инспекторов по ОТ на местах. Техинспекторами проведены 167 проверок и 842 мониторинга, в ходе которых выявлены 6320 нарушений.

При осуществлении проверок и мониторингов, по словам председателя БелПрофТранса, особое внимание уделялось работе потенциально опасного оборудования, машин, применяемой оснастки и транспортных средств. Из-за нарушения требований ОТ, что представляет угрозу жизни и здоровью работающих, нанимателям рекомендовано приостановить эксплуатацию и использование 96 единиц производственного оборудования.

За прошедший год в организациях произошли 32 производственных несчастных случая, из них девять – со смертельным исходом, тяжелые травмы получили 23 человека. Наибольший уровень производственного травматизма допустили предприятия автомобильного транспорта коммунальной формы собственности – 12, из которых три – со смертельным исходом.

В первом полугодии на производстве зафиксированы 20 несчастных случаев: с тяжелым исходом – 14, со смертельным – шесть на предприятиях БЖД, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

– Анализ проводимой в профессиональном союзе работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда показывает, что во многих организациях со стороны нанимателей не всегда принимаются должные меры по обеспечению установленных законодательством и нормативными правовыми актами требований, – подчеркнул Владимир Федорович. – Значительным остается удельный вес причин, обусловленных действиями самих потерпевших. В частности, нарушение трудовой и производственной дисциплины, инструкций по ОТ, нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.

Одним из распространенных видов работ, при выполнении которых возникают травмы, являются дорожно-транспортные происшествия, воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей, а также падение с высоты и во время передвижения.

– Немаловажное значение в организации общественного контроля имеет обучение общественных инспекторов по ОТ, которое проводится с привлечением специалистов нанимателя, технических инспекторов труда, а также на обучающих курсах в международном университете трудовых и социальных отношений «МИТСО», – обратил внимание председатель БелПрофТранса. – В целом за 2024 год обучены 1299 общественных инспекторов по ОТ.

Актуальные темы были затронуты и другими выступающими: представителями Транспортной инспекции, «Белтехосмотра», ГАИ МВД, МЧС, Минтруда. В частности, речь шла об организации работы по обеспечению безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта субъектов хозяйствования, возможностях изготовления средств индивидуальной защиты, обеспечении пожарной безопасности на объектах и многом другом. Акцент был сделан на проблемных вопросах и недостатках. В частности, заместитель начальника управления научно-технической политики и информатизации Минтранса Павел Бречко поднял тему своевременного предоставления сведений организациями транспортного комплекса о происшествиях. К слову, функции информационного центра в системе Минтранса возложены на Транспортную инспекцию, подразделение которой работает в круглосуточном режиме. Процедура передачи сведений предусмотрена регламентом, утвержденным приказом Минтранса от 29.04.2020. Он определяет порядок информирования организациями о состоянии общественной безопасности.

Выступающий разъяснил, для чего это нужно и какие механизмы запускаются после сообщения о происшествии:

– На руководителей возложена обязанность информировать не только о факте чрезвычайной ситуации, но и об угрозе ее возникновения, – обратил внимание Павел Бречко. – Поэтому, если последствия происшествия быстро ликвидировать невозможно, следует об этом сообщить в информационный центр Минтранса.

Специалист ведомства также рекомендовал изменить существующий в некоторых организациях стереотип о необходимости сокрытия сведений о происшествии:

– Практика показывает, что о факте все равно станет известно, но время для реагирования уже будет потеряно.

Как резюмировал председатель БелПрофТранса Владимир Федорович, очень важно, чтобы озвученные на семинаре идеи дошли до каждого трудового коллектива, до каждого человека.

Генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников Геннадий Косолапов предложил в дальнейшем расширить формат мероприятия, повысив его статус. МКПЖ готова предложить свои возможности в качестве международного партнера, оказать помощь в расширении международного представительства.

Завершился семинар на приятной ноте – награждением нагрудным знаком отличия «Ганаровы транспартнiк» и Благодарностью министра транспорта и коммуникаций работников ряда предприятий.

Ольга ОРЛОВА, «ТВ»