Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Игорь Сергеенко на прошлой неделе посетил ОАО «Управляющая компания холдинга «Белавтодор».

Встреча началась с представления коллектива. Генеральный директор Юрий Масюк постарался рассказать о холдинге не только через призму производственных показателей. Большая и дружная семья «Белавтодора» активно проявляет себя в общественной жизни: участвует в ежегодных турслетах дорожников, турнирах по мини-футболу памяти Александра Минина, авто- и мотопробегах, посвященных знаменательным датам в истории страны. Особое внимание уделяется как адаптации молодых специалистов, так и поддержке ветеранов дорожного хозяйства.
Но основа основ – это, конечно же, экономика. В составе холдинга – ни одного убыточного предприятия. Объем выручки за 2024 год составил без малого 2 млрд рублей. При этом штатная численность на протяжении последних лет практически не увеличивается. Средняя заработная плата – более 2800 рублей. Вложение инвестиций в основной капитал превысило 80 млн рублей, для сравнения: в 2023-м – 39 млн.
За период с 2020 по 2024 год «Белавтодором» построено, реконструировано и отремонтировано 766 км дорог (за все время существования организации – около 1,5 тыс. км), а также 146 мостов и путепроводов. Устроено цементобетонного покрытия 341 тыс. куб. метров, произведено 9,7 млн тонн асфальтобетонных смесей. Только в прошлом году филиалы компании выпустили почти 3 млн тонн асфальтобетона.
– Когда создавался холдинг, производительность заводов была около 100 тонн в сутки, – прокомментировал генеральный директор. – Сегодня же есть такие, где выпускается 150–240 тонн в час. И если реализуются крупные проекты, асфальтобетон не доставляется откуда-то – завод устанавливается непосредственно на объекте.
– А во сколько сегодня обходится строительство одного километра асфальтобетонных и цементобетонных дорог? – поинтересовался гость.
– По нынешним ценам, полагаю, цементобетон на 11–15% дороже. Все зависит от конъюнктуры на мировом рынке, – ответил руководитель управляющей компании. – Но по сроку службы цементобетон и асфальтобетон – это несравнимые вещи. Как дорожник с большим опытом я однозначно отдаю предпочтение цементобетону. С точки зрения эксплуатации, содержания он требует меньше затрат, чем асфальтобетон. Плюс уходят сезонные ограничения в движении транспортных средств.
Завершил свое выступление Юрий Масюк на очень позитивной ноте:
– Недавно правительство Беларуси проанализировало деятельность восьми белорусских строительных холдингов. По результатам сделан вывод о том, что самый эффективно работающий из них – «Белавтодор». Кроме того, в Казани состоялось итоговое заседание коллегии Минтранса Татарстана. На нем нашему холдингу объявлены две благодарности – главы республики и министра транспорта и дорожного хозяйства – за значительный вклад в реализацию проектов по развитию дорожной инфраструктуры.
Юрий Станиславович напомнил, что на работах в Татарстане были задействованы филиалы «ДСТ № 5», «Мостострой» и на старте – «ДСТ № 3».
– Мы много сделали и для страны, и для своего коллектива, – подытожил руководитель «Белавтодора». – И не только благодаря добросовестному труду. Основополагающим является все-таки то, что в стране, где мы живем и работаем, созданы все условия, чтобы полноценно себя реализовать.

Игорь Сергеенко начал общение с коллективом со слов благодарности за труд и создание качественных транспортных артерий, формирующих облик современной Беларуси:
– По роду службы я бываю во многих уголках страны и вижу, как в последние годы изменились к лучшему наши дороги. Душа радуется, когда едешь по ним. Это и безопасность, и развитие экономики, и возможность путешествовать.
Коротко Игорь Петрович остановился на деятельности Палаты представителей Национального собрания, которую он возглавляет.
– При разработке или корректировке законов мы идем от жизни, и любой законопроект проходит предварительное обсуждение на различных диалоговых площадках, на заседаниях комиссий, в коллективах, – подчеркнул он. – В составе Палаты представителей – 14 отраслевых комиссий, в том числе по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию – близкая к «Белавтодору» по направлению деятельности.
Правовые, экономические, организационные основы работы дорожного хозяйства регламентируются Законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». В первоначальном варианте документ был подписан в декабре 1994-го и назывался «Об автомобильных дорогах». Было это фактически на заре становления президентской республики, что свидетельствует о том огромном значении, которое государство придает строительству, содержанию и эксплуатации дорог, отметил спикер. Впоследствии закон дополнялся. Современная редакция – 2022 года.
В декабре Палатой представителей принят Закон «О республиканском бюджете на 2025 год». В нем отражены в том числе вопросы финансирования дорожного хозяйства. Наступивший год важен еще и тем, что он – завершающий в реализации Госпрограммы «Дороги Беларуси» на 2021–2025 годы.
– Да, проблемы имеются. Но я сегодня говорю о том, чем мы можем гордиться, – добавил Игорь Сергеенко. – Все эти достижения дают возможность развивать социальную сферу, здравоохранение, образование. В 2025 году на данные цели направляется 42% бюджета.
О нагрузке, которая ложится на государство, говорят следующие цифры. Обучение одного школьника в городской школе обходится в 320 рублей в месяц, в сельской – 700. Лечение в терапевтическом отделении клиники требует ежедневно от 160 до 465 рублей, в хирургическом – около 200, в реанимации – более 1000.
– Сегодня распространяется много недостоверной информации, фейков и манипуляций, – акцентировал внимание руководитель Палаты представителей. – Поэтому наша задача в первую очередь – доносить правду!

Отдельный блок своего выступления Игорь Сергеенко посвятил успехам, которых достигла суверенная Беларусь, и привел несколько впечатляющих цифр:
• на долю нашей страны приходятся около 80% производимых в СНГ тракторов, почти 50% химических волокон, пятая часть холодильников;
• Беларусь входит в топ-5 стран – экспортеров молочных продуктов и топ-15 экспортеров мясных изделий;
• продовольствие поставляется более чем в 100 государств;
• уровень газификации городского жилого фонда с 1994 года вырос с 35 до 84%, сельского – с 10 до 50%;
• сегодня в стране в личном пользовании – свыше 3 млн автомобилей. В 1991-м было всего 500 тысяч;
• республика занимает лидирующие строчки в рейтингах по гостеприимству. С 15 апреля 2022 года ее посетило более 1 млн жителей Европы.

Игорь Сергеенко, председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
– Для меня это уже третья встреча в организациях, связанных со строительством автодорог. Мероприятие интересное с точки зрения узнавания нового коллектива и проблем, которыми живут люди. Состоялось краткое подведение итогов работы за прошлый год. Компания работает с прибылью и постоянно наращивает ее. Это стало возможным благодаря оптимизации управленческого аппарата, техническому перевооружению. Мы говорили на встрече не только об успехах холдинга, но и о достижениях всей страны, информационной безопасности, международной обстановке, о том, что происходит у наших границ, о сохранении исторической памяти и мероприятиях, которые планируется провести в рамках 80-летия Великой Победы. В том числе поступили вопросы и предложения, их необходимо изучить и, возможно, принятые решения закрепить на законодательном уровне.

Юрий Масюк, генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Белавтодор»:
– Очень важно, когда компанию посещает руководитель такого высокого уровня. В ходе общения, как правило, возникают вопросы, пожелания. И очень приятно, когда по результатам встречи происходят какие-то подвижки. Думаю, что наши просьбы тоже помогают представителям власти более правильно расставлять акценты при принятии государственных решений. Хочу выразить огромную благодарность экономическому и политическому блоку нашей страны, Президенту в части того, что республика сегодня может себе позволить такие весомые финансовые вложения в дорожную отрасль. Если в ближайшие 4–5 лет продолжится инвестирование в дороги, они станут одними из лучших.
Генеральный директор управляющей компании холдинга «Белавтодор» назвал объекты, на реконструкции которых в текущем году задействованы дочерние компании:
• М-3 от Плещениц до границы с Витебской областью;
• Р-53 на участке Жодино – Борисов;
• М-10 от Речицы до Калинковичей в рамках проекта
«Меридиан», который должен соединить Китай и Европу;
• повышение несущей способности покрытия на выходах из Минска (участок М-4 от Стаек до Привольного);
• Р-46 Лепель – Полоцк – граница РФ;
• Р-122 Могилев – Чериков – Костюковичи.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»