ЗАСО «ТАСК»

Улицы носят их имена

27 марта, 2025

В нашей стране – около 9 тыс. мемориалов, обелисков, захоронений, которые являются символами героизма белорусского народа в Великой Отечественной войне. Есть они практически в каждом населенном пункте, где в период лихолетья действовали партизанские формирования и подпольные организации. Бережно чтут героическое прошлое своего предприятия и в локомотивном депо Барановичи. В прошлом году здесь открыт созданный собственными силами коллектива мемориальный знак в память о молодых подпольщиках Константине Бадаке, Якове Корниенко и Анатолии Егорове.

Весной 1943 года Константину Бадаку, партизанскому связному отряда А. Цыганова соединения Ивана Баннова, было поручено создать в локомотивном депо Барановичи подпольную группу для сбора информации и проведения диверсий. Среди прочих к этой деятельности он привлек и своего школьного товарища Анатолия Егорова. Тот, отлично владея немецким языком, устроился в депо диспетчером, что позволяло получать доступ к графику движения.

Подпольная группа Бадака совершила ряд диверсий на паровозах, вывела из строя оборудование предприятия. В числе самых громких акций – взрыв водонапорной башни, в результате которого был поврежден поворотный круг, а движение железнодорожных составов надолго парализовано.

Анатолия Егорова схватили при повторной попытке взорвать поворотный круг, позже арестовали Константина Бадака и Якова Корниенко. 26 апреля 1944 года их казнили на территории депо.

В 1965-м Указом Президиума Верховного Совета СССР молодые патриоты были награждены медалью «За отвагу» посмертно. Имя комсомольца-подпольщика Бадака присвоено одному из электропоездов белорусской магистрали. В честь него, а также Анатолия Егорова названы улицы города.

Уже в наше время работники предприятия обратились в Барановичский горисполком с инициативой назвать одну из новых улиц райцентра именем Якова Корниенко. Письмо подкреплено без малого 700 подписями деповчан.

В местный горисполком несколько лет назад они обращались и с другой необычной просьбой – закрепить за предприятием несколько захоронений на старом кладбище.

– В этом месте находится могила нашего прославленного земляка Героя Социалистического Труда Ивана Першукевича, имя которого носит улица города, – рассказал заместитель начальника депо Александр Лицкевич. – Родом Иван Петрович из-под Барановичей, но трудовую биографию железнодорожника начал в паровозном депо Орша. Сначала был слесарем, потом машинистом. После окончания в 1939 году технической школы на станции Волховстрой под Ленинградом получил распределение в паровозное депо Кемь Кировской железной дороги. За две недели до начала войны за отличную работу ему вручили знак «Ударник Сталинского призыва». В годы Великой Отечественной Першукевич стал инициатором скоростного вождения фронтовых эшелонов, благодаря чему спас многие составы и помог фронтовикам.

Молодой машинист не раз рисковал жизнью под постоянным огнем врага. Так случилось и в конце 1942-го, когда он вел наливной состав, который атаковали истребители. Будка паровоза была изрешечена пулями, пробитым оказался и котел. С большим трудом бригаде удалось отцепить от состава две пылающие цистерны и таким образом спасти уцелевшие.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Ивану Першукевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. До этого у него уже имелась медаль «За трудовую доблесть».

После войны Иван Петрович вернулся в родные Барановичи, работал в депо машинистом-инструктором. Возглавил паровозную бригаду, доведя пробег локомотива до 1 млн 100 тыс. км.

Помнят на предприятии и еще одного машиниста – участника войны, более полувека посвятившего магистрали. За правое крыло локомотива Петр Иванов встал в начале прошлого века, тогда ему было 26 лет. В 1939-м вместе с коллегами его направили в западную часть Беларуси для восстановления деятельности железной дороги. В годы Великой Отечественной, несмотря на полученное тяжелое ранение, он водил поезда по прифронтовым участкам. В его наградном списке – ордена Ленина, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, знак «Почетному железнодорожнику».

В зале истории предприятия бережно хранятся личные вещи машиниста, среди которых – свидетельство об успешном завершении в 1912 году обучения по специальности «помощник машиниста». А недавно деповчане взяли шефство и над его могилой в Барановичском районе. Основательно привели ее в порядок, и теперь за ней, как и за другими захоронениями, молодые железнодорожники ухаживают постоянно. Здесь всегда лежат цветы. Сегодня рассматривается вопрос о размещении на памятниках захоронений QR-кодов, чтобы героев знали и помнили.

Подготовила Ольга Орлова, «ТВ»