ЗАСО «ТАСК»

Укрощение строптивой

21 октября, 2024

Когда осень отрывает последние разноцветные листья со своего трехмесячного календаря, а воздух пропитывает терпкий дым от костров как символ закрытия дачного сезона, доверху наполнившего погреба расторопных садоводов и огородников, в дорожных хозяйствах тоже подводят итоги и сдают заказчикам готовые объекты. Вот и ДРСУ № 134 Сморгони ближе к концу октября порадует жителей деревни Кевлы Синьковского сельсовета обновленным мостом. Его капитальный ремонт был начат в последних числах августа и уже подходит к своему логическому завершению с опережением графика.

После осмотра объекта подрядчик принял решение не восстанавливать мост в давешнем статусе, а перевести его в трехочковую трубу. Способ реконструкции выбрали не в одностороннем порядке. Учитывались замечания местных жителей, утверждавших, что габариты объекта были недостаточными, от чего он не справлялся со своим предназначением, его подтапливало в отдельные периоды снеготаяния. Проектировщики разработали план, кроме того, перестраховались и увеличили диаметр труб до 1,6 метра, хотя изначально предполагали остановиться на метре.

В контроле за состоянием мостов РУП «Белдорцентр» применяет превентивные меры, чтобы предотвратить возможные аварии, причиной которых зачастую является износ конструкции. Если мост нуждается в ремонте, то специалисты организации направляют рекомендации дорожникам – так запускается процесс преображения сооружения, предназначенного для преодоления водных преград. С этого началась и история реконструкции моста в деревне Кевлы.

В советское время для гидроизоляции использовали знакомый всем рубероид, который лишь на короткий период выполнял свою основную задачу. Вода – хищная стихия, она жадно «съедает» бетон и создает благоприятную среду для коррозии металлической арматуры. В том числе поэтому мосты из прошлого находятся «на карандаше» и в порядке очередности получают полное обновление по современным технологиям с легкой руки специалистов дорожной сферы.

Чтобы рационализировать выполнение капитального ремонта пролетного строения, ДРСУ № 134 должно было в первую очередь перенаправить в новое русло два потока – водный и автомобильный. Если с водой удалось «договориться» с помощью пластиковой трубы, то для принятия и утверждения схемы объезда потребовалось согласовать действия с ГАИ, сельсоветом, райисполкомом и автопарком.

Перенаправление автомобильного движения в деревне Кевлы, естественно, не встретило приветствий местных жителей: никто не любит запах ремонта в доме, но дом с новым ремонтом – желанный для всех. А если учесть, что реконструкция моста справится с проблемой подтопления, то временные неудобства – пустячный эпизод на пути к укрощению водной стихии.

– Изначально мы рассматривали несколько вариантов ремонта, включая гильзование. Это когда несущая способность искусственного сооружения восстанавливается вводом труб в просвет и заливкой бетона между конструкциями. Поскольку уменьшается диаметр, такой способ не имел поддержки, – объясняет выбор более затратного и сложного в исполнении, но вместе с тем целесообразного метода решения поставленной задачи главный инженер ДРСУ № 134 Андрей Близнюк.

На этапе подготовительных работ дорожники произвели частичное фрезерование старого асфальтобетона на мосту и подходах к нему, зачистили все экскаватором и добрались до плит. Их впоследствии – не пропадать же добру – подложили в качестве основания под новые трубы.

Монолиты, в которых они зафиксированы, еще обставлены лесами и опалубкой, – пока бетон не наберет прочность. Стройка выглядит мощно и грандиозно. А чтобы вода не имела шансов разрушить преграду во время таяния снега, стенки порталов уходят на один метр вглубь земли.

– Случился и непредвиденный момент по ходу работ: стали вдруг подниматься грунтовые воды, препятствуя дальнейшему ремонту. Обратились к проектировщику. Было принято решение заливать сборный фундамент. Вода не дает расслабляться, держит в постоянном напряжении, будто на ринге, – Андрей Близнюк хорошо изучил слабые стороны противника и умеет активировать эти знания во благо своему делу.

Вот так, в процессе реконструкции, в проект вносятся изменения, потому что все предусмотреть невозможно. При форс-мажоре спасает незамедлительная реакция. Даже официальный маршрут объезда через Новоспасск был откорректирован автопарком: тамошние специалисты посчитали, что для них удобнее и выгоднее ехать через Залесье.

…Главный инженер еще держит в памяти начало капремонта, когда строительная бригада только расставляла вдоль дороги знаки со схемой объезда, ан уже и сезон подходит к концу. Осталось восстановить асфальтобетонное покрытие и смонтировать перильное ограждение. Все получилось так, как и было запланировано. Ведь в сморгонском ДРСУ № 134 умеют не только налаживать контакт и с заказчиками, и с потребителями услуг, и с подрядчиками, но и даже подбирать ключик к взаимодействию с силами природы.

Светлана ЯРОШЕВИЧ, «ДБ»