Более 65 лет эксплуатации не прошли бесследно для самого длинного моста в Беларуси через Припять в Мозыре. Состояние транспортного сооружения протяженностью 924 метра, построенного еще в далеком 1958-м, с каждым годом вызывало все больше опасений. Массивные бетонные опоры разрушались, арматуру поедала коррозия. При таких симптомах диагноз не вызывал сомнений: без операции, то есть без ремонта, здесь не обойтись.
Глобальная реконструкция началась год назад. Мы решили узнать из первых уст, что уже сделано и какие работы еще предстоят. Но для начала – краткая информация из паспорта объекта. Генподрядчиком выступило ОАО «Мостострой» в лице гомельского филиала «МСУ № 4», который ремонт выполняет совместно с брестским мостоотрядом № 58 и столичным филиалом «МСУ № 6» ОАО «Мостострой». Гомельские и минские мостостроители заняты на большей части сооружения со стороны Калинковичей, брестские коллеги работают со стороны Мозыря.
Поднявшись на мост, первым делом ощущаешь на себе все особенности работы на открытом пространстве в холодное время. Пронизывающий ветер заставлял кутать шею и прятать руки. Сразу встал вопрос: «Как в такую погоду трудиться?» У прораба МСУ № 4 Владимира Полуяна, приветливо встретившего нас, моментально нашелся ответ: «У мостостроителей нет плохой погоды. Мы работаем в любое время года и суток».
Процесс реконструкции довольно длительный и состоит из нескольких этапов. Это и снятие дорожного покрытия, и демонтаж пролетных строений и опор, и подготовка технологических площадок для задействования специальной техники. Непременные условия, которым обязан отвечать любой мост, – высочайшая надежность и долговечность. Посему ошибок и недочетов у мостостроителей не должно быть, тем более что с подобными проектами они уже сталкивались.
– Если провести аналогию, то реконструкция сооружения в Мозыре чем-то походит на объект в Рогачеве, – поясняет Владимир Полуян. – Проекты в некоторой степени схожи. Что касается техники, то для демонтажа балочного пролетного строения задействованы тяжелые краны. Планируется доставка на объект крана КШМ (мобильный консольно-шлюзовой), который также применяется для демонтажа балок длиной более 40 метров и весом до 100 тонн. Скажу, что аналогов его в Беларуси, кроме нашей организации, нет.
Интересуемся, насколько видоизменится мост.
– У прежнего был габарит Г-7, который сегодня не соответствует третьей категории дороги, – вводит в курс прораб. – Поэтому новый мост доведем до Г-10. А значит, расстояние от одного колесоотбойного бруса до другого составит 10 метров, из них две полосы движения для транспорта – по 3,5 метра. Пешеходная дорожка с одной стороны будет шириной метр, с другой – три. Претерпят изменения и старые опоры.
К слову, в настоящее время их демонтировали, за исключением двух центральных пролетов, где такие работы еще только предстоят.
– По состоянию на конец октября смонтированы пять пролетов, и все они объединятся в одну неразрезную систему, – рассказывает наш собеседник. – Во время эксплуатации балки будут подвергаться температурным деформациям, и швы, которые присутствуют на некоторых опорах, примут на себя эти перемещения.
Пятую часть нового моста, можно сказать, уже смонтировали. Что дальше?
– Все балки, доставленные в Мозырь, заняли свое законное место, – продолжает Владимир Полуян. – Следующая партия только начала поступать. Их будем устанавливать в декабре, а пока занимаемся опорами. На сегодняшний день полностью готовы девять, шесть находятся в работе.
На левом берегу реки – всего 20 опор, еще семь – на правом со стороны Мозыря. Там к дальнейшему процессу уже готовы пять.
По словам специалиста, сперва будут делаться все опоры по порядку. Когда дойдут до русла реки и оборудуют там с помощью шпунта Ларсена технологическую площадку, такую, которую сделали на правом берегу, перейдут к демонтажу центрального металлического пролета.
– Посильную помощь на протяжении всего строительства нам оказывает флот РТУП «Белорусское речное пароходство», – подчеркивает Владимир Полуян. – В частности, они намыли грунт. Его мы будем использовать для обустройства рабочей площадки в русле реки. С нами всегда – буксир-толкач и две баржи, на которых установлены краны с вибропогружателем, забивающие шпунт. Порядка половины шпунтового ограждения уже погрузили. Сейчас процесс немного растянулся по времени, поскольку река стала глубже под мостом. Поэтому вначале погружаем шпунт, а затем наращиваем. Его длина достигает 26 метров. В день получается погрузить три-четыре штуки, всего надо около 370 единиц.
Сложным обещает получиться процесс разборки центрального пролета старого моста. Чтобы к нему приступить, нужно провести большой объем подготовки.
– В первую очередь на каждом берегу необходимо оборудовать рабочую площадку, – рассказывает технологию прораб. – По мере готовности приступим к демонтажу заключительного пролета и центральной металлической фермы. Одновременно будет строиться временная подпорка по центру. А разбирать конструкцию предстоит по частям сверху вниз – поочередно каждый элемент.
Демонтаж центральной металлической фермы планируют осуществить в декабре-январе. Помешают ли зима и морозы? Мостостроители надеются на теплую погоду. Впрочем, даже на случай минусовой температуры у них есть запасной план. Словом, никакие природные катаклизмы не повлияют и тем более не остановят производственный процесс.
Мозырский мост будет не только привлекать своей красотой, но и иметь ряд особенностей. Главное отличие – оригинальная и широкая металлическая арка с вантами, на которой разместится большая смотровая площадка. Это место наверняка станет одним из любимых у жителей и гостей города для фотосессий и селфи. Кроме того, со стороны Мозыря мост будет иметь лифт и две лестницы с обоих боков. Еще одну – для спуска вниз – обустроят со стороны Калинковичей. Запланирована необычная подсветка. Поэтому в темноте сооружение будет сиять и радовать местных жителей своей красотой.
Отметим, что на строительстве моста трудятся специалисты разных профессий: бетонщики, водители, монтажники, сварщики, машинисты гусеничных и автомобильных кранов. Всем найдется дело, когда возводится такая гигантская конструкция. Работают строители вахтовым методом по две недели без выходных и праздников с восьми утра до восьми вечера. Если будет необходимость, готовы и к ночным сменам. Главное – выполнить задание в срок и качественно. Согласно плану, объект должен быть сдан к концу 2025 года. Мостостроители уверены: со своей задачей они справятся вовремя.
Артем ИВАНОВ