Каждое утро в автопарке № 13 города Ошмяны начинается с благодушного урчания двигателей. Спозаранку строго по расписанию водители, за много лет сросшиеся с переданной в их распоряжение техникой, привычным поворотом ключа зажигания будят своих механических напарников, чтобы открыть очередной рабочий день в трудовом досье и прибавить еще пай опыта к профессиональному мастерству. У тех, кто «бегает на колесах», промедление – дурной тон.
И со всей этой шумной и разновеликой артелью вот уже 45 лет управляется Виктор Скаскевич, пришедший в автобазу 1 ноября 1979 года молодым специалистом: инженером-механиком в качестве начальника ОТК. Минуло 18 лет, и под контроль уже опытного администратора перешло все предприятие – ответственность немалая.
В биографии даты – это просто цифры, а в жизни – бесчисленные события, которые сменяют одно другое синхронно с листками календаря. За 27 лет на посту директора Виктор Скаскевич успел вырастить не только смену профессионалов, но и двух дочерей, обзавелся правнуками. Одна из наследниц Ольга обрела свое призвание в транспортной сфере по примеру отца.
Успехи автопарка № 13 неоднократно были отмечены вышестоящим руководством занесением на Республиканскую доску Почета, чествованием в масштабах области. Подчиненные по-настоящему уважают своего седовласого патрона и готовы поддержать его бескорыстные порывы. Например, в уборке камней на полях СПК, чтобы не мешали во время посевной.
А все-таки бывают незаменимые люди, когда квинтэссенция благородства соединяется с талантом управленца и абсолютным иммунитетом к звездной болезни. Неудивительно, что директор автопарка Ошмян уже восемь лет в статусе пенсионера продолжает руководить предприятием.
– Хотел уйти на заслуженный отдых, но начальство не отпускает, мол, как только найдется подходящая замена, так сразу, – поясняет он.
Возможно, секрет долголетия на посту – в том, что Виктору Скаскевичу посчастливилось найти ту золотую середину, когда удается держать баланс между способностью удовлетворения запросов по социальным стандартам и получением достойной прибыли.
– Одна из главных статей дохода – грузоперевозки, – отвечает руководитель на вопрос о коммерческой составляющей. – А также своевременная корректировка расписания движения внутри маршрутной пассажирской сети, чтобы предложение и спрос шли рука об руку, как партнеры. Бывает, что отдельный пассажир просит о смещении графика. Если его требование целесообразно и имеет поддержку среди других граждан, мы откликаемся и оцениваем необходимость внесения изменений, а это довольно сложная процедура, итоги которой не должны повлиять на удобство прочих потребителей услуг. Общественный транспорт потому так и называется, что график движения согласуется не с одним человеком, а с большинством. Автобус запускается, скажем, на один месяц, и если количество пассажиров приемлемое, то лишь тогда удовлетворяем пожелания.
Всегда приятно вспомнить босоногое детство, а у Виктора Скаскевича таковым оно было в прямом смысле, потому что родился он в деревне Большая Мысса в 1957 году. «У меня еще мама жива. Девяносто второй год. Четверых нас вырастила», – представительный директор большого предприятия вдруг прямо на глазах превращается в трепетного сына, который с теплотой отзывается о женщине, вложившей в него душу и давшей ему старт для начала самостоятельной жизни.
Виктор Скаскевич и характеризует себя с маминых слов: «Шустрый, но безвредный». Восьмилетку окончил в своей деревеньке, хотел продолжить обучение, но девятилетка была только в соседнем селе Сутьково – за три километра. Решил поехать в Сморгонь, а там, чтобы разбавить корпение над учебниками, увлекся классическими танцами в районном Доме культуры. И не просто увлекся, а достиг такого уровня мастерства, что спустя годы на банкете у директора школы вызвал восхищение виновника торжества: тот предложил Виктору Скаскевичу открыть курсы, чтобы обучать других.
Танцы в девятом классе обернулись приятным знакомством с девушкой по имени Ядвига, составившей сначала пару в вальсе, а впоследствии и в жизни. И пока Виктор учился на инженера-механика, будущая его жена окончила учетно-плановый техникум и стала экономистом-бухгалтером.
Во время интервью в кабинет заходят подчиненные – настал час планерки. Утром случайно удалось подслушать телефонный разговор: начальник автостанции г. Ошмяны искала совета по важному вопросу. И очень характерно прозвучали слова Виктора Скаскевича: «Я хочу, чтобы ты хозяйкой была!» Быть не просто руководителем, а стать настоящим хозяином, который продумывает все до мелочей, вплоть до бытовых вопросов, чтобы каждая копейка рубль берегла. А на совещании директор поручил одному из подчиненных помочь начальнику автостанции уладить дело.
Эта трогательная забота выдавала не только лучшие человеческие качества Скаскевича, но и старую школу воспитания, когда сильный пол тактично и ненавязчиво проявляет опеку над слабым – не в этом ли суть мужественности?
– Чтобы привлечь новые кадры, а у нас постоянно открыта вакансия для водителей категорий B, C, D, E, мы обучаем желающих за счет предприятия при условии заключения последующего контракта на два-три года. Прямо сейчас от автопарка учатся два человека. В автошколах потенциальных сотрудников искать нет смысла: всех будущих водителей разбирают еще на пороге учебного заведения, – на плечах директора, как и везде, решение вопросов штатного дефицита.
По ходу беседы выяснилось, что консерватизм, в приверженности которому откровенно признался Виктор Скаскевич, не мешает ему проявлять гибкость в соответствии с условиями, которые диктует рынок услуг.
Поначалу директор не решался брать кредиты, чтобы не затащить предприятие в долговую яму, но бухгалтерии удалось его убедить, что такая форма экономических обязательств идет лишь на пользу автопарку.
– Теперь берем кредиты, чтобы обновить транспортные средства, и на них же зарабатываем на выплаты, – руководитель в полной мере оценил выгоды процесса, позволяющего пусть и с определенной долей риска, но все же наращивать обороты самоокупаемости.
И прежде чем директор смог увидеть практический результат, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Валентина Родик обоснованно и настойчиво апеллировала к предприимчивости руководителя теоретическими методами:
– Техника у нас постоянно задействована, поэтому и износ наступает быстро. 10 лет – максимальный срок, после которого замена просто насущно необходима.
Этот момент стал главным аргументом, убедившим директора сдать позиции матерого традиционалиста.
Карьера Татьяны Кизик, которая также приложила свои знания экономиста, чтобы подкорректировать стратегию руководителя автопарка, началась в перестроечном 1988-м, когда она пришла на вакантное место по профилю. А потом за два года молодой специалист доросла до начальника отдела.
Время течет своим чередом, и у Татьяны Кизик уже выросла не только дочь, но и внуки. Поначалу было трудно справляться и на работе, и с домашними обязанностями, поскольку воспитывала ребенка одна. Благо родители помогали, бабушка откликнулась. Когда получила квартиру, обходились собственными силами. Постепенно все наладилось.
– В автопарке тоже не без трудностей: приходится и совмещать требования соцстандартов, и одновременно выходить на хорошую рентабельность по результатам работы. Если брать в расчет Гродненскую область, то в Ошмянском районе – самая большая маршрутная пригородная сеть среди малых городов. Есть у нас и малоокупаемые направления, которые мы, однако, не закрываем, ведь людям надо как-то добираться из района. К примеру, окупаемость маршрута, где конечный пункт – деревня Толотишки, составляет 53,6%, и это с учетом дотаций, – Татьяна Кизик смотрит на ситуацию сквозь призму цифр и процентов, которые не дают расслабляться.
И вот случается же так, что в ходе неспешной беседы врывается чья-то харизматичная личность, фонтанирующая энтузиазмом. Все внимание на себя в одно мгновение перетянула завскладом Елена Рутковская, не утратившая молодой задор и обворожительную улыбку за 31 год работы в суровом мужском коллективе.
– Я здесь – после Бобруйского техникума, с 1993 года. Получение, хранение, выдача запчастей и материалов. Коммуникабельна, – отрекомендовала она себя как на духу.
Елена Рутковская отказалась фотографироваться, сославшись на неподготовленность, но пообещала, что непременно согласится на фотосессию, если в газете «ТВ» появится конкурс среди тех, кому за… А еще эта хрупкая женщина очень активна и отзывчива, поддерживает инициативы администрации. Ну и ни одна идея профсоюза, ни одна экскурсия без ее участия не обходятся.
Приятно очутиться среди родных стен после работы, добравшись своим ходом, и вдвойне приятно, когда тебя подвезут домой после длинного трудового дня. Зигмунд Калицкий с 1983 года работает в автопарке № 13 г. Ошмяны водителем автобуса, оказывая пассажирам услуги по комфортной доставке в нужном им направлении.
– В 60 лет вышел на пенсию, но попросили вернуться. Я всегда шел навстречу. В моем случае, правильнее сказать, «ехал» – пассажиры оценят шутку. Вот поэтому снова у руля. Сыграли свою роль и привычка, и доведенный до автоматизма режим работы, без которого в жизни как будто чего-то недостает, – нашему собеседнику нравится быть востребованным в профессии.
Будучи молодым водителем, курсировал в пригороде, потом ему доверили и межгород: Гродно, Минск, Слоним, Волковыск, Вильнюс – какие только дорожные просторы ни пришлось бороздить Зигмунду Калицкому, ведь в дни его юности страна была куда шире и безбрежнее.
– У нас – скользящие выходные, поэтому семье приходилось под меня подстраиваться. Но жена никогда не жаловалась, понимала, что служба есть служба и обязательства – это святое, – попутно делится он успехом взаимоотношений в браке. И продолжает: – Сейчас – милое дело: водитель практически не участвует в ремонте. Все вопросы относительно технического состояния наших транспортных средств решает начальник мехмастерской Петр Каморник. Поломки любого рода устраняются крайне оперативно. Я всегда спокоен за исправную работу автобуса, а значит, улыбка пассажирам обеспечена.
Зигмунд Калицкий придерживается мнения, что результат труда должен приносить удовольствие как исполнителю, так и потребителю…
У многих Ошмяны ассоциируются с ароматом пирогов благодаря дрожжевому заводу или с рыцарскими турнирами фестивалей средневековой культуры возле руин Гольшанского замка. И если душа города – в его истории, то сердце – в энергичных и пунктуальных людях за рулем, которые изо дня в день на протяжении десятилетий назначают на остановочных пунктах свидания своим пассажирам и стараются на них не опаздывать.
Светлана ЯРОШЕВИЧ, «ТВ»