ГУ «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» создано 4 сентября 2002 года. Основной задачей ведомства является обеспечение контроля за соблюдением производителями транспортных работ и услуг законодательства. За 20-летнюю историю развития многое сделано по повышению статуса от узкоспециализированной организации до мощного контролирующего органа республиканского масштаба.
Как это было
На момент создания в составе Транспортной инспекции были шесть филиалов во всех регионах республики с общей численностью 78 работников. Первым руководителем стал Сергей Данилович. В настоящее время организацию возглавляет Виталий Киреев.
2005
Транспортной инспекции переданы функции автомобильного контроля в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Беларуси. В ее структуру на то время входил 41 автодорожный пункт пропуска, а штат сотрудников превышал 950 человек.
2009
В ведение организации перешел контроль соблюдения законодательства по обеспечению безопасности на наземном и воздушном транспорте, стали проводиться мониторинги транспортных происшествий. В этот период создана материально-техническая и нормативно-правовая база по контролю режима труда и отдыха водителей на основе применения электронного (цифрового) тахографа, что позволило с 2011 года начать выдачу национальных карточек цифрового тахографа.
2011
Инспекция стала осуществлять автомобильный контроль на внешней границе Таможенного союза, в который вошли Беларусь, Россия и Казахстан.
2012
Ведомство приступило к контролю проезда тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автодорогам страны.
2013
На инспекцию возложена функция контроля порядка взимания платы за проезд по платным дорогам.
2014
Указом Президента Беларуси учреждена форменная одежда работников Транспортной инспекции. Функция автомобильного контроля в автодорожных пунктах пропуска передана таможенным органам.
2017
В целях совершенствования деятельности проведена оптимизация структуры и выполняемых функций инспекции. Появились новые управления: информационно-аналитическое, профилактики и внутреннего контроля, контроля безопасности на железнодорожном транспорте.
2020
В структуре инспекции сформирован отдел контроля внутреннего водного транспорта. Для повышения эффективности контрольно-профилактических мероприятий ведомством заключены соглашения о предоставлении доступа к информации с другими госорганами и организациями: МВД, Белорусским бюро по транспортному страхованию, страховыми организациями «Белгосстрах» и «Белэксимгарант», УП «Белтехосмотр» и РУП «Белдорцентр». Подписан протокол о взаимодействии со Следственным комитетом.
Эффективный контроль, глубокий анализ
В настоящее время деятельность главного контролирующего органа Минтранса многофункциональна. Он имеет в своей структуре шесть филиалов во всех областных центрах и наделен широкими полномочиями, в том числе по привлечению нарушителей к ответственности по 23 статьям КоАП Республики Беларусь. Возложенные на инспекцию задачи успешно выполняются коллективом численностью 767 человек.
Приоритетным направлением работы ТИ является осуществление контроля за перевозками автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом. В компетенцию входит контроль на платных дорогах и весогабаритный, а также вопросы, связанные с функционированием разрешительной системы и системы цифрового тахографа.
Автомобильный и весогабаритный контроль на дорогах общего пользования – основополагающая функция инспекции. Расположение в различных городах районного значения ее профильных подразделений позволяет охватывать проверочными мероприятиями всю территорию страны. Регулярные рейды и мониторинги призваны повысить безопасность как внутриреспубликанских, так и международных пассажирских и грузовых перевозок.
Контроль за деятельностью в области автомобильного транспорта осуществляется инспекторами в рамках выборочных и внеплановых проверок, мероприятий профилактического и предупредительного характера. Большое внимание уделяется разъяснительной работе с перевозчиками, информированию о типичных нарушениях, проводятся семинары и круглые столы.
Ежемесячно на постах весогабаритного контроля (четыре стационарных – «Привольный», «Першаи», «Федьковичи» и «Полоцк», 15 передвижных) взвешивается более 2 тыс. тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. В 2022 году в Беларуси было проверено свыше 14,5 тыс. ТС, из которых 2,8 тыс. следовали с превышением установленных параметров.
Профильные подразделения инспекции осуществляют эффективный контроль за соблюдением законодательства при организации перевозок пассажиров и грузов железнодорожным и внутренним водным транспортом. Так, начиная с 2018 года проведено свыше 130 выборочных проверок и более 560 мониторингов на железнодорожных объектах, выявлено около 5500 нарушений. На водном транспорте с 2020го прошло 96 проверочных мероприятий, по результатам которых выявлено 800 нарушений.
Большое внимание уделяется и работе по гармонизации действующего законодательства в области как контрольно-проверочной деятельности, так и транспорта. Управлением разрешительной системы инспекции проведена цифровизация процедуры выдачи разрешений на проезд зарегистрированных в Беларуси транспортных средств по территории иностранных государств при выполнении международных автоперевозок. В целях оптимизации этой процедуры и приведения ее в соответствие с требованиями законодательства разработана и постоянно совершенствуется АИС «Дазвол». Также в 2022 году в новой редакции утверждена инструкция о порядке учета, хранения и выдачи бланков различных видов разрешений на выполнение международных автоперевозок. Организована новая административная процедура по выдаче разрешений на выполнение международных перевозок пассажиров автобусами.
Информационно-аналитическое управление ТИ проводит анализ транспортных происшествий по видам транспорта, вырабатывает предложения для принятия необходимых мер по устранению условий и причин их совершения. Участвует в работе по реализации мероприятий Госпрограммы «Цифровое развитие Беларуси на 2021–2025 годы» и Комплексного плана развития информатизации и цифровизации транспортной деятельности. Управление является ответственным исполнителем Союзной программы по интеграции информационных систем транспортного контроля государственных контролирующих органов Беларуси и России, принимает участие в мероприятиях Евразийской экономической комиссии ЕАЭС.
Сегодня при проведении контрольных мероприятий Транспортная инспекция активно использует аналитические методы работы, устанавливая нарушения в том числе с помощью информационных систем других госорганов и организаций. Важно отметить эффективность такого подхода и его профилактический характер: он способствует формированию у перевозчиков модели поведения, исключающей риски допущения новых нарушений. В целом на современном этапе контролирующий орган делает акцент на совершенствовании методов контроля, превращая их в действенный инструмент по повышению безопасности на дорогах страны.
Инесса Германчук, «ТВ»