ЗАСО «ТАСК»

Трамвайное дело, мужское

3 февраля, 2025

В небольшом губернском Витебске с 70 тыс. жителей электротранспорт пошел по рельсам раньше, чем в Москве, Санкт-Петербурге или Минске, – в 1898-м. Трамвай здесь больше, чем просто средство передвижения.  Это история города, людей, чьими делами она вершилась. В том числе династии Нестеровичей, в которой все мужчины связали свою жизнь с данным видом транспорта. С нынешним ее представителем Виктором Ромуальдовичем мы и встретились.

Основатель династии Людвиг Карлович Нестерович состоял в депо путевым рабочим около 40 лет, вплоть до 1930-х. Он участвовал в строительстве трамвайной инфраструктуры города – укладывал рельсы, обустраивал контактную сеть, возводил депо и электростанцию.

– Прадед был физически крепким, а как иначе, когда основные инструменты – кирка, лом, лопата. И трудились тогда дольше, чем от рассвета до заката, причем без выходных и отпусков, – рассказывает наш собеседник.

Людвиг и Анна Нестеровичи

Вагоновожатые по тем временам работали стоя, а кондукторы ходили по подножке снаружи вагона, удерживаясь за перекладину, и при этом умудрялись продавать билеты. Не следует сбрасывать со счетов то, что провинциальный Витебск конца XIX века отличался холмистым рельефом улиц. До 1914 года в депо работали лишь мужчины.

Парк на начальном этапе состоял из 18 моторных вагонов немецкого производства и 16 прицепных бельгийского. Общая протяженность путей – 5,2 км. Для взрослых проезд стоил пять копеек, для учащихся – три (при наличии формы). Бесплатно ездили только полицейские и дети до пяти лет. Для сравнения: услуга извозчика обходилась в 25 копеек.

– Прадед с женой Анной и сыновьями Чеславом и Стасом жил хоть и на окраине, в районе сегодняшнего «Пятого коммунального», но зато в собственном доме. Однако особого достатка в семье не было, – поясняет нынешний представитель династии.

С началом Октябрьской революции в депо происходили потрясения – впрочем, как и везде. Через месяц после прихода к власти большевиков директор «Витебского трамвая» Лазарь Вишняк бежал, присвоив зарплату рабочих. Нашли его в Москве… Частично получку выплатили деньгами, а в счет остальной суммы выдали соль, которая изначально предназначалась для посыпки путей от замерзания. Рабочие по деревням меняли ее на продукты.

В какую бы сторону ни крутилось колесо истории, Людвиг Нестерович оставался верен однажды избранному пути. Трамвайное депо он покинул в 1930-м.

Сюда же устроился его сын Чеслав. Пришел 15-летним пареньком, начинал кондуктором. Когда подрос, выучился на вагоновожатого. Позже стал слесарем и работал по этой профессии до войны. В период оккупации попал в застенки гестапо на Успенской горке, оттуда перевели в лагерь «5-й Полк». По семейным преданиям, его жена раздобыла где-то десяток яиц и подкупила немецкого часового, сказав, что у мужа тиф. Таким образом спасла от смерти, а потом и подлечила. Но однажды во время одной из карательных облав семью Нестеровичей вместе с жителями всей улицы погрузили в вагоны и отправили в Германию. Правда, довезли только до Литвы. Там и дождались освобождения.

Перед Великой Отечественной в Витебске трамвай ходил по шести маршрутам. Увы, сохранить удалось немногое. Эвакуировали лишь часть имущества. Депо было полностью разрушено, вагоны сожжены, а рельсы разобраны и увезены в Германию.

– Дед принимал активное участие в восстановлении трамвайного движения в Витебске. Работал в депо до 1969-го. Бок о бок с 1953 года трудился с ним его сын и мой отец Ромуальд.

Ромуальд и Алиса Нестеровичи

Только в 1964 году численность населения Витебска достигла довоенного уровня – 180 тысяч. На долю трамвая тогда приходилось до 70% общегородских пассажирских перевозок, на линию выходили 120 вагонов. Ежедневно перевозились 130 тыс. человек по семи маршрутам общей протяженностью 50 км.

– Мой отец, как и дед, начал зарабатывать на хлеб совсем пацаном, после семилетки. Слесарил, шоферил на автовышке по обслуживанию контактной сети, после пересел на автопогрузчик. Стаж в депо – 48 лет. Очень уважали в коллективе, руководство ценило. А еще у него была отдушина – музыка. Когда-то на предприятии имелись оркестр, драмкружок. И отец играл на трубе, – вспоминает наш собеседник.

Ромуальд Нестерович жил в период коммунистического прошлого, когда к партийным событиям трудовые коллективы, «идя навстречу», принимали повышенные обязательства. Так, к XXV съезду (1976 год) он с напарником создал «луноход»: так назвали в депо гидравлический подъемник вагонов, который заменил прежние допотопные и тяжеловесные приспособления – лафеты, подкладки, колодки. Ветеран труда, заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства Беларуси, уходя на пенсию, все награды, грамоты и знаки отличия передал музею истории витебского трамвая.

Виктор Нестерович в трамвайное депо пришел в 1982 году. Разве был иной выбор, когда вырос в доме у проходной, где все как одна семья – вместе трудились, отдыхали, воспитывали детей, заметил он в беседе. И вспоминал, мол, по утрам звонки трамвайные будили, под них и засыпал:

– Прошел все ступени в депо: слесарь, водитель трамвая, ревизор службы безопасности движения, сейчас – мастер смены.

В свое время он заочно отучился в Московском техникуме электротранспорта:

– С однокурсниками подрабатывали – гоняли трамваи по столице СССР. Платили отлично – до 30 рублей за смену. А в Витебске вагоновожатый тогда получал 120–140 рублей в месяц. Заманчиво было остаться в Москве, но, получив диплом, вернулся на наше потомственное предприятие. От добра, как говорится, добра не ищут.

За десятки лет работы в депо освоил многие типы трамвайных вагонов. Начинал с РВЗ-6 Рижского завода, потом пришли уральские КТМ. Сегодня на линию выходят исключительно вагоны белорусского «Белкоммунмаша».

Сразу по стопам Виктора Ромуальдовича пошел его сын Вадим. Как и другие представители династии, сначала был слесарем, затем работал водителем. Одно время вместе с отцом отвечал за безопасность трамвайного движения на городских улицах. После по семейным обстоятельствам уволился.

Возле депо установлен трамвай-памятник. Год его выпуска – 1934-й, серия «Х». Этот уникальный вагон специалисты восстанавливали к 100-летнему юбилею витебского трамвая во главе с тогдашним мастером участка Виктором Нестеровичем. Ходовая часть – в полном порядке. Спусти эту технику с постамента и поставь на рельсы – вагон покатится-побежит по улицам города

– У каждого – своя жизнь, – считает наш собеседник. – К тому же нельзя исключить, что когда-нибудь он возвратится на родное предприятие. Есть шанс поработать здесь и внуку Стасу. Он еще дошкольник. Но техникой увлечен. Это у нас на генном уровне. Ему, к примеру, очень интересна моя коллекция мини-моделей более 300 транспортных средств, есть среди них и трамвайчики.

Виктор Нестерович заметил в разговоре, мол, если вернуть время назад, то в своем профессиональном выборе ничего не менял. Все равно пришел бы в трамвайное депо. Сначала было интересно, затем втянулся и привык. Нравилось ему в свое время выезжать в пять утра на линию, когда солнце встает, город еще пустой. Потом люди отправляются на работу или по делам. Пассажиры на маршруте почти одни и те же садились. Многие на входе здоровались. И с женой познакомился в трамвае – она ехала в нем. Вот уже 40 лет живут душа в душу…

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТВ»