ЗАСО «ТАСК»

Точность аналитики поможет

20 марта, 2025

О тенденциях в логистической сфере страны, наблюдавшихся в прошлом году и перешедших в нынешний, мы поговорили с директором компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяной Солдатенко.

Основная проблема, с которой в прошлом году столкнулась сфера грузоперевозок Беларуси, – это острый дефицит кадров. Нехватка только водителей к концу года выросла примерно на 18%. Не достает также логистических операторов, грузчиков, курьеров, экспедиторов, кладовщиков.

– К решению задачи принят комплексный подход. Так, например, профессия «водитель» в 2025-м снова вошла в список специальностей, на которые могут привлекаться иностранцы или лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание, без учета ограничений по защите национального рынка труда. Кроме того, предлагается повышение престижа и заработной платы. Однако первое требует времени, а второе имеет свои ограничения, потому что ставки на перевозку грузов и так растут, а вопрос снижения издержек становится все острее. И основным решением здесь видится автоматизация и цифровизация процессов, – уверена Татьяна Солдатенко.

В вопросах автоматизации бизнес-процессов тенденцию задает логистика. Уже разработано большое количество цифровых решений, которые помогают снизить издержки и частично или полностью заменить отдельных специалистов на разных операциях. Это серьезное преимущество, потому что в большинстве сфер именно недостаток программных продуктов является главным сдерживающим фактором повсеместной автоматизации бизнес-процессов. По словам Татьяны Солдатенко, IT-решения, разработанные для логистической сферы, рассматриваются как модель, которую можно переложить на другие отрасли.

В логистике многие компании уже сегодня перевели на автоматический режим такие задачи, как поиск грузов и перевозчиков, проверка безопасности контрагентов, мониторинг процесса доставки, анализ рынка, составление отчетов, работа с документами. С этими направлениями специальные цифровые сервисы, в том числе и на базе искусственного интеллекта, справляются быстрее и эффективнее, чем человек. Например, в прошлом году Биржа грузоперевозок создала сервис по автоматизации процесса функционирования складов «Временные окна». Он позволяет минимизировать временные потери на погрузочно-разгрузочных работах, тем самым избавив от затрат на штрафы за простои перевозчиков, а владельцам складов помогает оптимизировать деятельность.

По словам эксперта, активнее всего участники Биржи используют ее основную функцию – размещение и поиск грузов. Однако в рамках платформы работает около двух десятков сервисов, которые помогают автоматизировать большинство логистических операций в режиме одного окна. В прошлом году клиенты активно осваивали сервис электронного документооборота, аналитические инструменты, мобильные приложения. Их популярность растет не только в России и Беларуси, но и в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Армении.

Сегодня работа с электронными документами – не только вопрос снижения издержек (экономия на канцелярских товарах, услугах по пересылке, сокращение времени работы с различными бумагами), но и обязательное условие для того, чтобы оставаться на рынке. Уже анонсировано, что использование электронных международных транспортных накладных e-CMR станет обязательным во всех странах ЕАЭС в течение ближайших пяти лет.

– Мы опираемся на актуальные тенденции в сфере логистики грузоперевозок и в планах развития ориентируемся на помощь бизнесу в решении насущных проблем, – пояснила эксперт и обозначила четыре основных направления, которые сейчас в фокусе внимания.

Первое – это увеличение количества грузов, выставляемых на платформе Биржи. Проблема отрасли в целом, на международном уровне, – дефицит грузов. То есть планируется привлекать грузоотправителей, которые еще не работают на платформе. До этого больше внимания уделялось именно перевозчикам. Сейчас для белорусов поиск грузов и перевозчиков, подписка на уведомления по новым грузам внутри страны бесплатны. К слову, за прошлый год внутренние перевозки показали стабильный рост – количество заявок увеличилось на 20% по сравнению с 2023-м.

Второе направление – развитие инструментов для аналитики. Рост спроса на них в логистике можно смело назвать ключевым трендом 2025 года, который будет определять развитие логистических платформ. Участникам рынка необходимы точные инструменты аналитики и прогнозирования как рыночных показателей, так и собственной деятельности, чтобы иметь возможность развиваться и выстраивать работу по новым направлениям. Так, уже с начала прошлого года пользователи из Беларуси получили доступ к сервисам «Средние ставки» и «Выгодные направления». Они показывают цены и самые рентабельные российские направления для полностью загруженных авто 20 тонн, 82 куб. метра.

– В своем роде это уникальные сервисы, так как длительный период на рынке не было вообще никаких автоматических инструментов, позволяющих отслеживать тенденции и определять прибыльные маршруты для работы. Сейчас же есть сервисы, помогающие мониторить цены на перевозку грузов из Беларуси в Россию и обратно для полностью загруженных автомобилей 20 тонн, 82 куб. метра, и инструменты, показывающие

маршруты с самым большим грузопотоком либо с самыми постоянно растущими ставками. То есть перевозчики могут понять, насколько выставляемые грузоотправителями цены соответствуют рыночным. А грузовладельцы и экспедиторские компании – анализировать рынок, регулировать затраты на логистику и отсеивать перевозчиков, которые необоснованно завышают цены. Что, к слову, очень актуально во времена, когда кадров не хватает, и перевозчики запросто могут воспользоваться этим преимуществом, повышая стоимость своих услуг, – отмечает Татьяна Солдатенко.

Платформа объединяет более 400 тыс. участников рынка автомобильных грузоперевозок – грузовладельцев, экспедиторов, перевозчиков. Ежедневно на площадке размещается около 300 тыс. грузов. Это формирует огромный объем данных, который используется сервисом мониторинга средних ставок и отображает релевантную рынку картину.

Использование данных возможностей станет еще актуальнее в нынешнем году, когда, казалось бы, уже хорошо освоенное белорусами российское направление откроет новые перспективы. С 1 марта вступило в силу долгожданное для белорусских транспортных компаний решение на инвестиционно-строительные каботажные перевозки по РФ. Но для того, чтобы новые формы работы действительно увеличили рентабельность перевозок, стоит заранее озаботиться изучением ситуации в этой сфере деятельности. И точная аналитика здесь очень поможет.

Третье направление развития – безопасность. К сожалению, риски столкнуться с мошенниками или недобросовестными контрагентами на рынке грузоперевозок существуют. Но они значительно снижаются, если пользоваться цифровой логистической платформой. Поскольку здесь применяются эффективные инструменты проверки контрагентов: рейтинги с отзывами, форум с претензиями, внутренние и внешние сервисы проверки благонадежности компаний и даже искусственный интеллект, который в автоматическом режиме анализирует активность участника на платформе и сигнализирует, если замечена подозрительная активность.

– В этом году мы планируем продолжать совершенствовать алгоритмы оценки потенциальных партнеров и сервисы, необходимые для обеспечения сохранности груза и безопасности сделок. Это актуально для нашей страны, потому что сейчас то время, когда активно развиваются перевозки по новым направлениям – в основном восточным. А значит, постоянно стоит вопрос поиска новых надежных партнеров, – подчеркивает директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.

Четвертый важный момент, который лежит в фокусе внимания Биржи на год, – развитие системы управления грузоперевозками (TMS). Над ней идет работа еще с прошлого года, и пилотная версия уже практически готова к запуску. Собственная TMS решит проблемы разрозненности процессов. Сейчас логистам приходится переносить данные из своей системы на Биржу и обратно, что не очень удобно. А единая система позволит замкнуть все логистические процессы внутри одной экосистемы – и учет, и работу с контрагентами, и аналитику. Это значительно упростит работу участников грузоперевозок.