ЗАСО «ТАСК»

Техосмотр в цифровом формате

27 декабря, 2024

Среди победителей III Республиканского конкурса «Лидеры цифровой экономики – 2024» – республиканское унитарное сервисное предприятие «Белтехосмотр». В категории «Транспорт и логистика» на суд экспертов в качестве конкурсного продукта была представлена автоматизированная информационная система «Белтехосмотр».

Диплом «Лидера цифровой экономики» был вручен директору предприятия Юрию Ленчевскому. По его словам, решение об участии в конкурсном состязании в сфере IT пришло спонтанно: много работали над цифровизацией системы гостехосмотра и однозначно намеревались презентовать свой программный продукт, чтобы о нем узнал широкий круг потенциальных клиентов, партнеров.

Директор УП «Белтехосмотр» Юрий Ленчевский, его заместитель Наталья Бурая, начальник управления информационных систем и технологий Дмитрий Жук

АИС «Белтехосмотр» – собственная разработка, аналогов которой в нашей стране нет. Предназначена для автоматизации процессов сбора, накопления, хранения, поиска и получения информации о результатах периодических технических осмотров транспортных средств, осуществляемых административных процедурах. Целевая аудитория – физические и юридические лица, диагностические станции, а также государственные и иные предприятия, с которыми «Белтехосмотр» заключил соглашение о взаимодействии. Программный продукт постоянно совершенствуется. Так, месяц назад АИС дополнена возможностью осуществления административных процедур по выдаче разрешения на допуск ТС к участию в дорожном движении в электронной форме (за исключением колесных тракторов, прицепов и полуприцепов к ним).

Директор УП «Белтехосмотр» Юрий Ленчевский в интервью обозревателю «ТВ» Татьяне Азаревич рассказал о том, как упрощают жизнь владельцам транспортных средств при оформлении допуска к участию в дорожном движении за счет внедрения современных информационных технологий.

– Разве возможно оцифровать процесс проведения техосмотра, где не обойтись без реального присутствия транспортного средства?

– У гостехосмотра есть как бы две составляющие. Это непосредственно проверка ТС с использованием специального оборудования. И здесь «цифра» пока не применима. Но автоматизировать все сопутствующие действия по внесению сведений и формированию необходимых документов, в том числе диагностической карты, разрешения на допуск к участию в дорожном движении, возможно.

На создание продукта ушло пять лет. Потребовалась даже определенная реорганизация. Вместо небольшого отдела, который занимался информационными технологиями, на предприятии появилось управление информационных систем и технологий, существенно усиленное кадрами. Возглавил новую структуру Дмитрий Жук. Я ставил задачи, а Дмитрий Иванович искал способы их реализации.

В первую очередь нужно было решить вопрос взаимодействия со всеми диагностическими станциями, имеющими разных собственников и соответственно свои подходы. Не все хотели играть по нашим правилам. До сих пор не все пользуются нашими сервисами. Но если раньше передача данных происходила один раз в месяц, то сейчас они поступают в информационную систему практически в режиме реального времени, то есть сразу по окончании контрольно-диагностических работ.

Это позволило нам продвигаться дальше и автоматизировать остальные процессы. В результате пришли к сегодняшнему комплексу. Подчеркну, что эта информационная система не только нашего предприятия, а всей автотранспортной отрасли. Сведения хранятся на специально защищенных серверах, в облачном пространстве и предоставляются всем заинтересованным в соответствии с законодательством – ГАИ МВД, Транспортной инспекции Минтранса, другим органам госуправления.

– Кому внедрение АИС принесло наибольшие преимущества?

– Это хорошее подспорье, во-первых, для собственников диагностических станций, так как при формировании необходимых документов много данных автоматически поступает из различных АИС – нашей, ГАИ и других. Таким образом, гораздо меньше времени тратится на заполнение нужных форм. Информационная система сама формирует диагностическую карту, на основании которой выдается разрешение на допуск к участию в дорожном движении.

Во-вторых, АИС «Белтехосмотр» упрощает жизнь владельцам транспортных средств. На нашем сайте они могут зарегистрироваться в личном кабинете и внести сведения об автомобиле. Информация автоматически будет востребована при непосредственном обращении на диагностическую станцию. Кроме того, через сайт можно не только предварительно записаться на техосмотр на нашей ДС, но и оплатить услуги и административную процедуру.

Фактически реализован уход от бумажных носителей. Нет необходимости предъявлять квитанцию об оплате, потому что благодаря взаимодействию с ЕРИП эта информация поступает непосредственно на рабочее место инженера гостехосмотра. Сама административная процедура предусматривает выдачу клиенту при обращении на станцию бумажного разрешения на участие в дорожном движении. Но ПДД сегодня не содержат требования о наличии такого документа, потому что все сведения аккумулированы в АИС «Белтехосмотр».

– Вам, Юрий Станиславович, как руководителю большого сервисного предприятия чем помогают цифровые технологии?

– Автоматизация процессов позволяет прежде всего более рационально использовать рабочее время. Например, благодаря различным современным технологиям за пять лет штатная численность у нас сократилась в среднем на 10%.

Но мы отвечаем также за организацию системы гостехосмотра по республике. И работаем не только в интересах своего предприятия, но и всех диагностических станций и их клиентов. В нашей АИС реализован полный комплекс задач, которые выполняют ДС, независимо от формы собственности. Да и свой сайт мы разрабатывали и закладывали туда сервисы, чтобы этим могли пользоваться все.

Кроме того, создали мобильное приложение, которое облегчает взаимодействие клиентов с диагностическими станциями. По сути, это копия нашего сайта, работающая на мобильных устройствах. Через приложение можно входить в личный кабинет, записываться на техосмотр, производить оплату услуг, правда, пока только на наших станциях. Продукт еще недостаточно широко востребован, но вместе с тем наблюдается постоянный приток новых клиентов. Хотели бы охватить им всю систему гостехосмотра, чтобы была возможность предварительно записаться на любую ДС, независимо от формы собственности, и оплатить с помощью нашего приложения необходимые процедуры. Сейчас работаем над решением проблемы оплаты с учетом тарифов на разных станциях.

Определенные сложности заключаются в том, что до сих пор не определен как таковой регулятор в системе гостехосмотра, который бы координировал деятельность всех ДС и требовал выполнения общих задач, в частности, по цифровизации. Эту работу могло бы направлять именно УП «Белтехосмотр» с учетом значительного опыта. Ведь государственный техосмотр – это не просто коммерческая деятельность. Надеюсь, такие полномочия будут возложены на наше предприятие.

– Что в дальнейших планах по цифровизации?

– Хотели бы создать информационную систему для хранения сведений не только о прохождении гостехосмотра, но и о проверках транспортников, которым выдаются международные сертификаты для перевозки пассажиров и грузов. Практически все для этого у нас готово. Проект соответствующего постановления направлен в Минтранс. Надеемся, это позволит проводить определенный анализ и лучше планировать работу.

Заглядывая в будущее, намереваемся с использованием искусственного интеллекта автоматизировать или вообще исключить необходимость каких-то дополнительных действий со стороны автовладельцев для получения разрешения на допуск к участию в дорожном движении.

Время не стоит на месте, постоянно появляются новые возможности для развития. С решением одних задач приходит понимание возможности внедрения очередных технологий, чтобы получать эффект и для системы техосмотра, и для страны. Образно говоря, это интеллектуальный ком, который постоянно обрастает новыми идеями. А мы стремимся не то чтобы идти в ногу со временем. Мы хотим быть впереди!