ЗАСО «ТАСК»

Стрелки судьбы

20 января, 2025

Населенные пункты Беларуси, которые удосужились волею судеб и по высочайшим указам стать вехами на пути строительства железных дорог в конце XIX века, в качестве бонусов получали новые рабочие места и возможность сбыта товаров и услуг на немыслимых ранее расстояниях, рост благосостояния и экономический подъем. Жители Станции Ошмяны, приобретшей статус агрогородка в 2010 году, вот уже более полутора века обеспечивают местную ветку стальной магистрали молодыми кадрами, в чем одна из ведущих ролей принадлежит Докурнишской средней школе.

Прежде чем отправиться в эти края, следует тщательно сопоставить созвучные топонимы, чтобы наверняка определить место, которое обозначено конечной целью путешествия, иначе велика вероятность промахнуться. Если, скажем, вы рассчитываете сойти с поезда на станции Ошмяны и оказаться в одноименном городе, не тут-то было! Добавьте еще 17 км к своему маршруту, и только тогда сельские виды сменятся картинками из жизни районного центра.

То же и со средней школой в агрогородке Станция Ошмяны. Исторический камуфляж наделил данное учреждение образования эпитетом «докурнишская» вопреки ожидаемому «ошмянская». А вот сельсовет, который является уполномоченным государственным органом здешней власти, носит название Жупранский.

Пожалуй, Докурнишская средняя школа – единственная в стране, которая среди символов своего герба содержит изображение логотипа БЖД. А еще на базе учебного заведения демонстрируется музейная коллекция вещей из разных эпох, собранная собственными усилиями и раскрывающая историю железной дороги в интересных деталях и захватывающих детское воображение подробностях.

– Как думаете, какой из экспонатов самый востребованный у ребят? – задала вопрос заместитель директора по воспитательной работе Светлана Кардель, которая вызвалась стать нашим гидом по страницам истории.

Гадать долго не пришлось, поскольку уже в самом рассказе о музее содержалась подсказка. Ну с чем еще дети захотят сфотографироваться, как не с фуражкой железнодорожника, где на тулье сияет вышитая золотом эмблема в виде крылатого колеса, устоять против магии которого просто нереально? Элегантная синяя форма всегда и во все времена производила и производит впечатление и на мальчишек, и на девчонок. Разве мог предположить прежний владелец головного убора, выпущенного в 1987 году, что один из атрибутов его костюма станет первым шагом на пути к будущей профессии для школьника из XXI века?

– Наличие станции Ошмяны для нашего населенного пункта – это возможность культурного развития для подрастающей молодежи. Стоимость билета до той же столицы доступна абсолютно всем, включая многодетные семьи, – отметила Светлана Кардель. Быть может, не без участия этой геолокационной особенности Докурнишская средняя школа постоянно оказывается в числе самых выдающихся учреждений образования района, отмеченных на высшем уровне.

Экскурсия в музей была идеей Ларисы Ратино, начальника железнодорожной станции Ошмяны, которая обратила внимание на постоянное сотрудничество со средней школой. Невозможно не обратить внимание на ее вдохновляющий энтузиазм и активность в каждом культурном событии агрогородка. Заботы Ларисы Васильевны о пассажирах распространяются даже за пределы магистрали:

– Чтобы своевременно удовлетворять потребности наших граждан, мы регулярно взаимодействуем с автопарком. Перенесли автобусную остановку на другую сторону вокзала – так пересадка стала ближе и доступнее для тех, кто после поезда продолжает свой путь на общественном транспорте.

Сельские жители уважают начальника станции: избрали депутатом на второй срок подряд, а электорат составляет 320 человек на семь деревень. Опыт ее на железной дороге исчисляется уже не годами, а десятилетиями, ведь начинала Лариса Васильевна трудовую деятельность в 19 лет, в мае 1988 года, дежурным по станции Сморгонь. Три месяца отработала и встретила свою судьбу – Тадеуша Ратино. С тех самых пор следуют они по жизни единым целым, как локомотив с вагонами. Стаж на стальной магистрали у этой семейной пары также общий – 75 лет на двоих!

– Я окончила Оршанский техникум. По распределению попала на Минское отделение. На руководящих должностях – около 19 лет. Первый опыт главы коллектива обрела на станции Солы, где постигала науку управления железнодорожным хозяйством восемь лет. Муж по-прежнему работает со мной в одной сфере – дорожным мастером на Молодечненской дистанции пути. До первой встречи мы достаточно долго перезванивались, общались заочно по работе, – чувствуется, что не забыла наша собеседница нежное тепло того трепетного огонька, который называют взаимностью.

А потом, когда дело дошло до свидания, тогда еще бригадир пути станции Солы взял в руки шестиструнную гитару и несколькими лирическими аккордами окончательно покорил сердце Ларисы. Этот волшебный инструмент до сих пор хранится как семейная реликвия. Впрочем, сокровищница незыблемого союза Ратино год от года пополнялась и общими достижениями по службе: нагрудный знак «Выдатнік Беларускай чыгункі» и знак отличия Министерства транспорта и коммуникаций «Ганаровы транспартнік» – доля мужа; нагрудный знак отличия III степени «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» – вклад жены. А в агрогородке в скором времени после бракосочетания Ларисе и Тадеушу дали дом от железной дороги как молодой семье – так они и пустили здесь корни, обзавелись детьми и внуками.

– Каждый год в первое воскресенье августа наш агрогородок Станция Ошмяны в торжественной атмосфере отмечает сразу два праздника – «Дзень вёскі» и День железнодорожника. А поскольку работа на дороге уже давно стала частью жизни односельчан, мы назвали этот дуэт мероприятий «Стальная магистраль». И, поверьте, нам удается вновь и вновь делать один праздник непохожим на остальные. И ждут его стар и млад, – делится впечатлениями от реализации творческих проектов Лариса Ратино.

Среди 13 человек, работающих на станции Ошмяны, – пять дежурных. В их числе – Ольга Жабинская, которую руководитель рекомендовала как очень исполнительного и ответственного специалиста. После школы она пробовала поступить в педуниверситет, но не получилось. Расстроилась, конечно. Но мама не дала раскиснуть: взяла за руку и повела в СПТУ № 103, где за полтора года учебы после 10 класса девушка получила свою нынешнюю специальность. После работала около двух лет на станции Гудогай. А в 2016-м окончила колледж в Орше, продолжила совершенствоваться в профессии.

– Судьба перевела стрелки моих планов, но я ей благодарна за это непрошеное вмешательство, потому что стальная магистраль меня вдохновляет до сих пор, – отметила она в разговоре. – Я на железной дороге – уже более 30 лет. Родилась в деревне Гравжишки Ошмянского района, где отсутствовало путевое сообщение. Поэтому приход в профессию был хоть и спонтанным, но с благоприятными последствиями. С практическим освоением мне очень помог Александр Дулевский, наблюдавший за мной в продолжение всей стажировки, длившейся около 16 смен, после сдачи экзаменов. А потом еще шесть смен меня проверяли на самостоятельность. Даже сейчас уже опытным дежурным не дают расслабляться, потому что безопасность в нашей профессии – задача номер один: раз в три года мы проходим обязательную аттестацию, – констатирует Ольга Жабинская.

Блюдут в коллективе железнодорожников, обслуживающих станцию Ошмяны, и династические традиции. Так, Виктор Богданович, бригадир седьмого околотка Молодечненской дистанции пути, перенял свое ремесло от деда по линии матери, который трудился обходчиком. Да и у жены этого энергичного мужчины прадед добывал свой хлеб ремонтом и обслуживанием рельсов и шпал, работая монтером.

На станцию Ошмяны пришел не сразу. После школы забрали в армию, затем устроился на комбикормовый завод. Времена были тяжелые – середина девяностых. Зарплату платили с перебоями. О вакантном месте на магистрали узнал случайно. И вот начиная с 1996-го стал постигать азы железнодорожного дела.

– В 2004-м меня отправили на двухнедельные курсы, окончив которые, я уже принял должность старшего рабочего, а спустя еще два года в Могилевской дорожно-технической школе также прошел ускоренные курсы по специальности «Бригадир (освобожденный) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов», – в нескольких словах Виктор Богданович описал свой путь профессионального роста на станции Ошмяны.

Жена тоже в единой трудовой упряжке с мужем – вот уже 11 лет станционный рабочий на Минской дистанции гражданских сооружений. Сын управляет грузоперевозками в Гродно по распределению после окончания Оршанского колледжа. Кстати, его имя названо в числе трех лучших учеников.

Год назад на заслуженный отдых ушла дежурный по станции Ошмяны Ирина Данило. Она – из той старой гвардии опытных ветеранов, которые предшествовали нынешней смене железнодорожников. Поскольку одновременно пенсионного возраста достигли сразу три человека, возникла естественная необходимость в обновлении кадрового состава.

Сорок лет стажа на магистрали – солидная часть жизни. Начинала Ирина после окончания 10 классов с дежурной стрелочного поста на станции Гудогай. Тогда стрелки переводили вручную, поэтому физически хрупкой девушке приходилось нелегко. Два года практики в начальной должности, а затем последовало решение заочного обучения в Оршанском техникуме. С 1985-го осуществилась мечта, и Ирина Артемовна приняла на себя обязанности дежурного по станции Ошмяны. И женское счастье ее настигло здесь же, на рабочем месте: муж работал бригадиром пути.

– Из трех моих сыновей двое – железнодорожники. Младший – начальник станции Солы, старший – бригадир пути на станции Ошмяны. Так что я не просто так оставила свой дежурный пост, а передала наработанное в надежные руки, – сопровождает свои слова улыбкой наша собеседница. – Старший сын сам определился с профессией, а младшему я подсобила советом. Время расставило точки над i: отучившись 4,5 года в Орше и влившись в рабочий процесс, парень понял, что мама не ошиблась. Кстати, стажировался мой младший у нашей Васильевны, она всех молодых под свое крыло берет и дает им прекрасную практическую базу. С мужем душа в душу прожили 32 года. Когда супруги и на работе, и дома вместе, то и жизнь у них общая, и все пополам.

Больше всего Ирине Данило запомнился этап капитального ремонта и электрификации 28 км железной дороги на Бобровники – от Гудогая до Молодечно. Тогда в ее задачу входило формирование хозяйственных грузовых поездов. Было тяжело, но ведь именно в трудностях закаляется воля и нарабатывается опыт.

Начальник станции Лариса Ратино убеждена: железная дорога одаривает непоколебимым духом, если не сдаешься перед очередными препятствиями. Навык управления эмоциями – только одно из множества приобретений от соприкосновения со стальной артерией для тех молодых людей, кто твердо решил связать свое будущее с перекрестьем рельсов и шпал.

В числе постоянных клиентов станции Ошмяны на выгрузку и погрузку – ООО «МЭТР», Ошмянское ОАО «Агропромтехника», ПЧ-9, филиал «Ошмянские электрические сети», ОАО «Лидахлебопродукт» Ошмянский ПУ, ОАО «Строитель», ОАО «УКХ «Гроднооблсельхозтехника», КРСХУП «Экспериментальная база «Боруны», ОАО «Гольшанский крахмальный завод», УП «Гродновторчермет». По итогам прошлого года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего рост объемов выгрузки в вагонах составил 105%. Показатели погрузки в вагонах также увеличились – на 105,6%. Если же брать погрузку в тоннах, то и здесь есть движение вверх – 101,2%.

Светлана ЯРОШЕВИЧ, «ТВ»