ЗАСО «ТАСК»

Стратегия партнерства

12 сентября, 2024

На вопросы представителей СМИ в рамках Белорусской транспортной недели ответили глава транспортного ведомства и руководитель стальной магистрали.

Алексей Ляхнович, министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

– Алексей Алексеевич, какие возможности открывает форум для белорусских и зарубежных экспонентов?

– Для нас это прежде всего возможность поделиться своими наработками в сфере транспорта и логистики, узнать о достижениях наших коллег, а также принять совместные решения о развитии транспортных коридоров, в том числе железнодорожных. Мы давно не встречались в очном формате. Поэтому наши друзья очень позитивно восприняли приглашение на Белорусскую транспортную неделю. Надеюсь, что в дальнейшем будем чаще встречаться.

– Как развивается транспортно­-логистический сектор страны на данном этапе? Какие достижения можно отметить?

– Мы сформировали благодаря нашим коллегам из Российской Федерации, других дружественных стран новые цепочки поставок. Самое большое внимание уделяем развитию транспортного коридора в сторону портов Санкт­-Петербурга, по которому сегодня следует 80% грузов. Занимаемся также портовой инфраструктурой в Ленинградской и Мурманской областях. Если приводить цифры, то можно сказать, что по перевозке калийных удобрений, например, мы вышли на досанкционный уровень.

– Какие цифровые элементы транспортно­-логистической инфраструктуры уже внедрены и над чем сейчас трудится ведомство в части цифровизации?

– Если говорить о цифровизации в отрасли, то большое внимание уделяется инфраструктуре. На предприятии «Белдорсвязь» создан центр управления дорожным движением, в котором внедрены программные продукты по содержанию автомобильных дорог. Пока эти элементы присутствуют только на республиканских трассах. Но в последующем планируем распространить их и на местные. Это дает нам определенные преимущества, особенно в зимний период: мы контролируем таким образом содержание автодорог.

– Какая работа ведется в области электротранспорта?

– Скажу в целом по пассажирскому транспорту. Благодаря поддержке правительства мы в этом году выходим на 10-­процентное обновление подвижного состава – покупаем более 600 автобусов. Если брать с городским электротранспортом, это – более 700 единиц: как я сказал, 600 автобусов, 90 троллейбусов, 22 трамвая и 32 электробуса.

– Планы ведомства на следующий год по ремонту автомобильных дорог…

– В 2024­-м мы выходим на большие цифры по ремонту и реконструкции автодорог – более 5 тыс. км. В дальнейшем темпы не будем снижать. Поддержка правительства и главы государства есть. Соответствующий проект бюджета проходит стадию согласования. Цифры даже больше, чем в этом году.

Если по направлениям, то в первую очередь нас интересуют порты Санкт-­Петербурга. Мы начали интенсивно делать в цементобетоне трассу М-­3 Минск – Витебск. Уже приходим к нагрузке на ось 11,5 тонны. На этой магистрали не будут вводиться летние ограничения. Продолжает коридор Р-­46 Лепель – Полоцк – граница РФ (Юховичи). На участке от рубежей с Россией до Полоцка выполняется капитальный ремонт с повышением нагрузки на ось до 11,5 тонны. От Полоцка до Минска осуществляется реконструкция. Это автомобильная дорога второй категории, но мы делаем укрепленную обочину и опять же повышаем нагрузку на ось.

Увидели проблему для предприятий в ограничениях, которые вводятся в весенне-­летний период. По этой причине они не могут в полном объеме осуществлять вывоз продукции. Чтобы сделать перевозки более экономичными, планируем в дальнейшем уйти от строек, больше заниматься капитальным ремонтом именно с повышением нагрузки на ось до 11,5 тонны. Сейчас формируется такая программа.

Валерий Веренич, начальник Белорусской железной дороги

– Валерий Емельянович, по каким основным направлениям осуществляются перевозки грузов в Российскую Федерацию?

– В данный момент это северо-­запад, порты Черного и Каспийского морей и дальневосточные. Данный потенциал имеет точки роста. Простой пример. Сегодня мы отправляем в Китай порядка 100–120 контейнерных поездов в месяц. Фактический объем имеющейся в Республике Беларусь экспортной продукции приближается к 200. Согласно дорожной карте, которая подписана совместно с РЖД, мы можем реализовать его в ближайшие три­-четыре года.

– Насколько активно сегодня развиваются контейнерные перевозки?

– Во всем мире идет контейнеризация грузоперевозок. Контейнер стал универсальным средством, тарой для различного вида грузов: сыпучих, жидких, тарно-­упаковочных. Соответственно разработана стратегия развития Белорусской железной дороги и ее терминального хозяйства. В данном аспекте важен вопрос готовности отечественных предприятий. Я призываю наших грузоотправителей и грузополучателей отстраивать собственную инфраструктуру для работы с контейнерами, чтобы уменьшить затраты на погрузочно-разгрузочные работы. Это очень перспективное направление. За 8 месяцев текущего года мы наблюдаем рост контейнерных перевозок в 1,7 раза. В дальнейшем они, скорее всего, будут развиваться как мультимодальные, то есть с доставкой грузов до определенных, более далеких от железной дороги точек. Также это может быть консолидация контейнерных грузов с помощью автомобильного транспорта из разных направлений в единую точку, где будут формироваться контейнерные поезда.

– Какие цифровые сервисы внедрены для эффективной работы БЖД как логистического оператора и какие еще направления планируется оцифровать?

– Отвечу сначала с позиций пассажирского транспорта. Сегодня вы уже видите, как активно используются электронный билет, мобильное приложение «БЧ. Мой поезд» и прочее. В этой части мы прорабатываем вопрос с РЖД по унификации действий в системе «Экспресс». Увидим результат уже буквально в ближайшее время.

Что касается грузового сектора, то сегодня у нас стопроцентно оцифрованы перевозки внутри республики. Есть ряд договоренностей с железнодорожными администрациями стран­-соседей в области электронной перевозки как груженого, так и порожнего подвижного состава. Дальше идет цифровизация всей информации о грузе, который прибывает на территорию России, Казахстана, Беларуси. То есть мы видим уже с момента пересечения границы, что находится в контейнерах.

Это очень упрощает работу как нашу, так и таможенных органов. Кроме того, имеются определенные наработки в части электронного кабинета клиента.