ЗАСО «ТАСК»

СТРАТЕГИЯ КАЧЕСТВА

25 сентября, 2025

Безопасные и качественные дороги давно стали брендом Беларуси, и его надо поддерживать. Именно на это направлен внесенный на рассмотрение в Палату представителей проект документа, предусматривающий корректировку Закона Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».

Основная цель законопроекта, по словам члена Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Сергея Давыдова, – более оперативное строительство качественных автомобильных дорог, при этом их сохранность и обеспечение безопасности движения – один из главных приоритетов. Он пояснил предлагающиеся новации. Так, уточняются вопросы организации и проведения диагностики автодорог и дорожных сооружений на них. Вводятся четкие определения – «аварийному дорожному сооружению» и «предаварийному дорожному сооружению». Дорожное сооружение (например, мосты, путепроводы, тоннели и прочее) будет признаваться аварийным на основании заключения комиссии по расследованию строительных аварий, а предаварийным – на основании заключения организации, которая проводила диагностику. Одновременно законопроект устанавливает особенности дорожной деятельности в отношении таких объектов.

Для оперативного восстановления аварийных или предаварийных дорожных сооружений предусматривается ряд упрощений, ведь в настоящее время ожидание необходимых согласований по разработке и экспертизе документации, отводу земли может занимать до 12 месяцев.

Предусматривается формирование информационного фонда в области дорожной деятельности. В нем будут аккумулироваться и систематизироваться технологическая документация на производство дорожно-строительных работ, необходимая методологическая документация, отраслевые нормативы расхода ресурсов, нормативная база текущих цен на ресурсы и нормы затрат труда на дорожные работы.

При этом законопроектом устанавливаются особенности разработки проектной документации, разработки и применения нормативов расхода ресурсов, особенности возведения, реконструкции, эксплуатации, ремонта дорог общего пользования, закрепляются принципы формирования сметной стоимости работ по возведению, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог.

Одной из задач законопроекта является развитие отраслевой системы научно-технической поддержки при разработке проектной документации, возведении, реконструкции, ремонте автомобильных дорог и дорожных сооружений, применении экспериментальных и новых прогрессивных технологий, техники, дорожно-строительных материалов. Для этого за Министерством транспорта и коммуникаций закрепляются функции организации обеспечения научно-технического сопровождения дорожной деятельности. Сейчас Минтранс использует решения научно-технического совета, а также наработки подчиненной организации – «БелдорНИИ». Вносимые изменения позволят привлекать к научно-техническому сопровождению различные научные организации, например, Академию наук. Финансирование этой деятельности будет осуществляться в рамках средств, выделенных в республиканском бюджете для строительства и ремонта дорог.

Наряду с этим Закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» дополняется императивной нормой об обязанности пользователей автомобильных дорог по обеспечению сохранности автомобильных дорог и условий обеспечения безопасного проезда тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. По общему правилу такие ТС должны получить специальное разрешение в соответствии с законодательством об административных процедурах.

Изменения затронут и размеры полосы отвода. Законопроект закрепляет, что ее ширина должна быть достаточной для выполнения капитального ремонта автомобильной дороги и работ по ее эксплуатации (содержанию и текущему ремонту).