Чуть более года назад, в июне 2024-го, на Могилевщине стартовала реконструкция участка важной транспортной артерии – автодороги Р-122 Могилев – Чериков – Костюковичи. Сегодня на объекте интенсивно ведутся работы. Выполнено уже многое, но еще больше предстоит сделать. Модернизация трассы, которая вошла в Государственную инвестпрограмму на 2025 год, увеличит пропускную способность и значительно повысит безопасность.

Первая очередь включает в себя порядка 31 км: от км 13,508 до км 44,635. Здесь обустраивается по одной дополнительной полосе в каждую сторону. При этом участок с км 13,505 по км 18 подпадает под I категорию, следовательно, требования к его реконструкции предъявляются повышенные. В частности, здесь не предусмотрены левосторонние съезды на прилегающие дороги, а будет организована развязка на км 17 с транспортным тоннелем, четырьмя съездами и двумя кольцами.
– Весь проект разбит на несколько пусковых комплексов. Три из них предусматривают непосредственно реконструкцию, четвертый предполагает устройство инженерно-технологического комплекса на площадке ЛДД № 793, – рассказывает Павел Крачев, руководитель проекта ОАО «ДСТ № 3» – генподрядчика объекта.
На субподряде задействован ряд предприятий. Среди них – УП «Газстроймонтаж Могилев» (осуществляют строительство канализации и водоотвода), филиал «ЭМУ-5» ОАО «Белэлектромонтаж» (заняты переустройством воздушных линий электропередачи), филиал «МСУ № 1» ОАО «Мостострой» и другие.
– В целом работы на объекте ведутся параллельно как на правой, так и на левой стороне попеременно, с перенаправлением движения транспортных средств. Сейчас активно идет устройство дорожной одежды. Она состоит из нескольких слоев: основание – из тощего бетона, выравнивающий – из песчаного асфальтобетона, а поверх – тяжелый бетон, – поясняет Павел Геннадьевич. – На данный момент уже построены два гофрированных подземных перехода, которые откроют для пешеходов после того, как уложат тротуарное покрытие – до конца года. Кроме того, почти полностью завершено возведение моста через реку Чернявку. Практически готова правая сторона аналогичного сооружения через реку Ресту – в скором времени на нее будет сброшено движение, чтобы мостостроители приступили к левой части.

Ежедневно на стройплощадке задействованы порядка 200 человек и 60–70 единиц техники. И это не считая самосвалов, доставляющих грунт и материалы: гранит – из карьера в Микашевичах, крупные железобетонные изделия выпускают на заводе в Фаниполе, асфальтобетон, бетон и растворы производит генподрядчик ДСТ № 3. На км 36 трассы установили временный цементобетонный завод, что позволяет избежать затрат и проблем, связанных с транспортировкой готового бетона на большие расстояния, а также обеспечить возможность гибкого изменения объемов в соответствии с требованиями проекта.

На одном из участков трассы ведется подготовка основания под асфальтобетонное покрытие с помощью грейдера под управлением Владимира Юренкова из ОАО «ДСТ № 3». Ювелирному выполнению задачи содействует система 3D-нивелирования – способ, при котором грейдер сверяет свое положение с трехмерной цифровой моделью трассы и без задержек подстраивает высоту отвала. Управление ведется с помощью бортового компьютера.

– Такая современная техника очень помогает – работать стало гораздо проще. Я в дорожной отрасли – почти 30 лет. За это время многое изменилось в плане как техники, так и качества. На моем счету – уже немало объектов: задействован здесь с самого начала реконструкции. Впереди предстоит еще много дел, – делится Владимир Михайлович.

Вячеслав Бороздин – опытный дорожник, посвятивший этой сфере 15 лет, на укладке асфальтобетона управляет катком:
– Трудимся быстро и слаженно. Такими темпами скоро и на другую сторону перейдем!
С периодичностью раз в месяц для инспектирования хода работ на объект выезжает официально закрепленный за ним государственный строительный инспектор Анатолий Иващенко – заместитель начальника отдела № 3 специализированной инспекции Госстройнадзора. Человек он опытный, в этой сфере – порядка 20 лет, курировал юго-западный обход Могилева, мост через Сож в Славгороде и другие важные для региона проекты.
– Р-122 на данный момент является самым крупным объектом дорожного строительства в области, поэтому и внимание к нему особое, – подчеркивает специалист. – Сейчас идет устройство основания из тощего бетона. В связи с этим были произведены измерения геометрических параметров, то есть толщины, ширины, и визуальный осмотр степени уплотнения. Имелись определенные вопросы по качеству, поскольку в отдельных местах встречаются следы от катков, которых быть не должно. Есть недочеты и по мосту через реку Ресту, касающиеся устройства гидроизоляции вокруг стоек барьерного ограждения.

Замечания Госстройнадзора устраняются вовремя и в полном объеме. Анатолий Иващенко подчеркнул основную задачу – качественное проведение реконструкции, чтобы автодорога прослужила как можно дольше:
– Именно поэтому мы и заостряем внимание на необходимости соблюдения генподрядчиком и подрядными организациями при осуществлении работ требований как проектной организации, так и нормативно-технических актов.
Андрей Кубышта, заместитель начальника специализированной инспекции Госстройнадзора:
– Наша задача при посещении сопоставимых по масштабу объектов транспортной инфраструктуры – дорог, мостов, путепроводов – убедиться, что строительные работы соответствуют требованиям технических регламентов и проектной документации, а также контролировать соблюдение правил охраны труда. После каждого осмотра обычно составляются документ, фиксирующий обнаруженные недочеты, соответствующий акт, выдаются предписания всем участникам: подрядчикам, заказчикам, разработчикам проектов и лицам, отвечающим за технический надзор. В них указываются конкретные сроки исправления выявленных недостатков. К слову, заключение Госстройнадзора – один из финальных этапов для ввода в эксплуатацию того или иного объекта.
Борис Иванов, первый заместитель генерального директора – главный инженер РУП «Могилевавтодор»:
– Трасса Р-122 – одна из пяти республиканских дорог, которые пересекают Могилевскую область и выходят на внешние границы с Россией. Она объединяет восемь районов региона и является связующей транспортной нитью между Западом и Востоком. Здесь наблюдается очень высокий трафик. На отдельных участках он достигает до 14 тыс. автомобилей в сутки при низкой пропускной способности – всего две полосы. После реконструкции ширина увеличится вдвое: по две полосы в каждую сторону. Дорога «оденется» в цементобетон. В числе главных преимуществ такого покрытия – его долговечность: проектируемый срок службы составляет 20–25 лет.
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ДБ»