ЗАСО «ТАСК»

Станция больших масштабов: Ситница отметила полувековой юбилей

14 июня, 2024

Внеклассная грузовая станция Ситница, расположенная на участке Калинковичи – Лунинец, является одной из крупнейших на Белорусской железной дороге. Она не похожа на большинство станций стальной магистрали – и возрастом, и предназначением, и объемами. Ее доля в грузовой работе Барановичского отделения составляет 60%, всей БЖД – 25%. На минувшей неделе коллектив отметил полувековой юбилей со дня образования.

Основное направление работы Ситницы – погрузка гранитного щебня и отсева. Сегодня отсюда эта строительная продукция идет в адрес белорусских потребителей, на экспорт в Россию, а до недавнего времени и в страны Балтии и Польшу. Появление и развитие станции напрямую связаны с возникновением крупнейшей в Европе организации по добыче и переработке плотных горных пород – РУПП «Гранит».

– Ситница была построена в достаточно короткие сроки одновременно с возведением предприятия на базе карьера «Микашевичи» и дробильно­-сортировочного завода по переработке строительного камня. Первый поезд отсюда отправился в июле 1974 года. Тогда здесь были три приемоотправочных пути и один погрузочный, где и производилась вся работа, – рассказывает начальник станции Игорь Некрашевич. – Сейчас – спустя полвека – погрузка нерудных строительных материалов РУПП «Гранит» осуществляется на 15 погрузочных путях.

Под занавес 1975-­го была сдана первая из четырех ныне действующих технологических линий этого предприятия. Проходя три стадии дробления, щебень определенной фракции поступает на один из погрузочных путей завода. Регулярное отправление этой востребованной продукции началось в апреле 1976 года, а спустя 10 лет запустили четвертую технологическую линию.

Растущие объемы производства стройматериала требовали расширения и развития Ситницы. В конце 2011­-го введен в эксплуатацию дробильно-­сортировочный завод № 3, что увеличило выпуск щебня на 3 млн тонн. В этом же году завершился первый этап модернизации станции в рамках реализации крупного инвестиционного проекта по ее развитию.

– Были построены два пути нового парка и удлинены существующие, возведены береговая платформа длиной 300 метров и пассажирский павильон, – продолжает Игорь Валентинович. – В ходе второй очереди, реализованной в 2015­-м, построены пять приемоотправочных путей, маневровый пост. Проведена также реконструкция средств связи, создано секционное освещение над приемоотправочными путями. Кроме того, установлена и введена в эксплуатацию система промышленного видеонаблюдения с выводом информации на рабочие места оперативных сотрудников, управляющих процессом движения поездов. Благодаря 64 камерам стало возможным видеть происходящее на станции в режиме реального времени и в записи. Помимо всего, удалось значительно улучшить условия работы составителей поездов.

По словам Игоря Некрашевича, модернизация Ситницы стала важным этапом ее технического развития. В результате значительно повысились пропускная и перерабатывающая способности, до 1500 увеличился вагонооборот.

В настоящее время путевое развитие Ситницы составляют 70 путей, 32 из которых – станционные и 15 – приемоотправочные. Столь широкую инфраструктуру можно увидеть разве только на крупных железнодорожных узлах. Она позволяет обеспечивать погрузку более 900 вагонов в сутки.

Хотя РУПП «Гранит» и основной клиент станции, дающий 96% всей отправляемой продукции, но не единственный. С местными железнодорожниками тесно сотрудничают ОАО «Спецжелезобетон», СООО «Межрегиональный дробильно-­сортировочный завод», СООО «Еврощебень».

– Наше становление и модернизация проходили одновременно, – отмечает заместитель директора СООО «Еврощебень» Вадим Мазуренко. – Первая партия вагонов, груженных нашей продукцией, отправилась из Ситницы в 2014­-м. Строительный камень и отсев твердых горных пород в основном идут в Россию, а до недавнего времени еще и в страны Евросоюза. 10 лет нас объединяет тесное сотрудничество. Мы – на постоянной связи с начальником станции, а также заместителем начальника РЦТО по вопросам организации грузовой работы региона Лунинец – Ситница Оксаной Мацукевич.

Притом что основной упор здесь сделан на грузовую работу, на станции есть и так называемый цех пассажирских перевозок. В рамках реконструкции возведены береговая платформа с пассажирским павильоном и подземный пешеходный переход под путями. Кроме того, в 2018 году к Ситнице присоединены станции Микашевичи и Лахва, разъезд Синкевичи. Жители близлежащих населенных пунктов в основном пользуются дизель-­поездами. Останавливаются здесь и поезда межрегиональных линий Брест – Гомель, Гомель – Гродно, Брест – Полоцк.

По итогам отраслевого соревнования за прошлый год Ситница признана лучшей станцией на Барановичском отделении, в чем немалая заслуга всего сплоченного коллектива. Ее бесперебойную работу обеспечивают порядка 130 человек. Так называемый цех движения представлен 52 работниками. Из них только составителей поездов здесь 19, четыре кондуктора грузовых поездов, пять диспетчеров маневровых, 14 специалистов трудятся в станционном технологическом центре обработки поездной информации и перевозочных документов. Здесь гармонично сочетаются профессиональный и житейский опыт старожилов с энергией и целеустремленностью молодого поколения.

Анатолий Шкут старше станции на несколько лет, он посвятил ей более трех десятилетий

Всех, безусловно, объединяет преданность железнодорожному транспорту. В их числе и дежурный по станции Анатолий Шкут– один из старейших и уважаемых работников. Его труд в разные годы оценен такими отраслевыми наградами, как «Выдатнiк Беларускай чыгункi», «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» II степени, «Почетный железнодорожник». Родом из соседних Синкевичей Анатолий Васильевич еще юным начинал трудиться помощником составителя. Более 20 лет был составителем, десятый год – дежурный. Рассказать и научить с таким опытом за плечами младших коллег есть чему. Старше станции на несколько лет, он посвятил ей более трех десятилетий, являясь частью истории.

Для маневрового диспетчера Виталия Галюка Ситница стала вторым домом

Второй семьей Ситница стала и для маневрового диспетчера Виталия Галюка, который здесь – более 20 лет. После окончания школы в Микашевичах поехал в Брест, окончил отраслевой техникум, позже – БелГУТ. Прежде чем ему доверили управлять маневровой работой, попробовал себя приемосдатчиком груза и багажа, дежурным по станции, был заместителем ее начальника.

К слову, в большинстве своем все станционники родом из этих мест – от Лунинца до Житковичей. Как говорится, где родились, там и пригодились – на малой родине. Как, к примеру, заместитель начальника Владимир Конопацкий, у которого за плечами тоже брестский отраслевой техникум и БелГУТ. Первые шаги в профессии сделал в Барановичском грузовом центре транспортной логистики, в Ситнице опыт получил в качестве составителя поездов, инженера по охране труда.

Малая родина Игоря Некрашевича – в 20 км от места работы. Кстати, после окончания БелГУТа трудился на самом северном отделении магистрали – Витебском. Прошел все ступеньки профессионального роста: от составителя поездов и регулировщика скорости движения вагонов, до дежурного по станции Замосточье и Витебск. В Ситнице – уже 14 лет. Из них восемь – заместителем начальника по грузовой работе. На его глазах в течение нескольких лет происходили реконструкция, расширение, модернизация, благоустройство.

Являясь важным региональным транспортным центром, сегодня Ситница продолжает вносить весомый вклад в жизнедеятельность белорусской магистрали. Об успехах и достижениях станции на протяжении ее истории вспоминали и в ходе юбилейного вечера. Поздравить коллектив приехали железнодорожники, представители местной власти. Лучшим были вручены почетные грамоты и благодарности Министерства транспорта и коммуникаций, Барановичского отделения дороги, профсоюзных организаций БЖД и отделения, Лунинецкого райисполкома и районного Совета депутатов.

Ольга ОРЛОВА, «ТВ»