ЗАСО «ТАСК»

Сопромат равно дорога

4 сентября, 2024

Это имя однажды уже упоминалось на страницах нашей газеты. В декабре прошлого года в интервью по случаю юбилея ФТК БНТУ декан Сергей Кравченко посетовал на отсутствие притока молодых кадров. Заниматься наукой – дело сложное и очень кропотливое, сказал он. Но приятные исключения все же есть. Речь шла о Егоре Жуковском, который окончил университет с отличием и остался работать преподавателем-стажером на кафедре «Автомобильные дороги». Летом прошлого года в 27 лет он был назначен на должность заместителя декана. Начало нового учебного года – отличный повод познакомить читателей «ТВ» с самым молодым сотрудником профессорско-преподавательского состава ФТК.

– Егор Михайлович, каким был Ваш путь в профессию?

– Родился я в Минске, но мои корни – в Фаниполе Дзержинского района, где в детстве всегда проводил лето и где находятся «Дорстройиндустрия», завод железобетонных мостовых конструкций, карьер «Черкассы» и МСУ. В этих организациях работали мои родственники. Краем уха постоянно слышал разговоры про дороги и мосты. Наверное, это одна из предпосылок, которая подвигла меня к поступлению на ФТК.

А вторая – книги, прочитанные мной в старших классах. Главный герой романа «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова учился в Московском институте путей сообщения. Меня очень заинтересовал его рассказ о том, как во время практики студенты строили дороги. Я даже стал узнавать, где в Беларуси готовят дорожников. Окончательно утвердили мою позицию произведения Ивана Шамякина и Ивана Мележа. Главный герой «Непаўторнай вясны», первой книги пенталогии «Трывожнае шчасце», направляется к своей возлюбленной по новой дороге и говорит, что ее плохо построили: старая шла вдоль берега реки, по тенечку, а по возведенной прямой идти неудобно. И я тогда подумал, что это все надо учитывать при проектировании. А в трилогии «Людзі на балоце» Ивана Мележа меня впечатлило, как строили дорогу через болото. Грандиозная работа! И понял, что хочу быть дорожником и надо поступать на ФТК БНТУ.

– И какую специальность выбрали?

– Основную на факультете – «Автомобильные дороги». До сих пор не умолкают споры: дорога является продолжением моста или мост – продолжением дороги. Но я считаю, что фундамент транспортной сети любого государства – все-­таки дороги, причем автомобильные. На этот каркас мы нанизываем все остальное: мосты, железнодорожные магистрали, аэропорты. По железке, конечно, перевозится большинство крупнотоннажных грузов. Однако, чтобы обслужить какой­-то радиус вокруг железнодорожной станции или аэропорта, мы все равно прибегаем к автомобильному транспорту. Без автодорог никуда.

– Кто повлиял на Ваше решение идти в науку?

– Преподаватели. «Сопротивление материалов» вел Сергей Владимирович Соболевский. Он учил нас обосновывать и отстаивать свои решения. Иван Климентьевич Яцевич читал «Изыскания и проектирование дорог», был первым выпускником факультета, учеником создателя кафедры Бориса Ладыгина. Много лет являлся заведующим кафедрой. Уникальная личность, я считаю. К студентам относился очень тепло. Людмила Георгиевна Росинская – специалист по мостам. Без линейки и циркуля могла в считаные минуты начертить на доске схему любого мостового сооружения. Хороших преподавателей было много, но именно эти трое заложили во мне желание работать в сфере науки.

Я еще не назвал Сергея Егоровича Кравченко. Как мне кажется, с первого дня, с введения в специальность, и до пятого курса он всегда был рядом с нами. В каждом семестре читал лекции на моем потоке: «Введение в специальность», «Основы научных исследований», «Строительство дорог», «Дорожно-­строительные материалы». Тогда он был еще завкафедрой «Строительство и эксплуатация дорог». И чуть ли не каждую лекцию приглашал нас, студентов, к сотрудничеству.

Однажды на пятом курсе он зашел в аудиторию (его кабинет был напротив) и спросил: «Кто хочет остаться на кафедре?». «А возьмете?» – я был единственным, кто отозвался из группы. «Конечно!» – заверил Сергей Егорович. Так решился вопрос с моим распределением.

– Свои силы в научных исследованиях Вы, наверное, пробовали еще в студенческие годы?

– Да. Первая моя публикация в университетском сборнике научных работ появилась еще на первом курсе. Посвящалась она истории Беларуси. На следующий год мы уже занимались ортотропными и изотропными балками. И я постепенно стал все больше уходить в сторону дорожно-­строительных материалов и проектирования дорог. Мне и сейчас интересны оба этих направления.

Диплом я писал на тему «Методика проектирования транспортной развязки «Полный клеверный лист» со сквозным распределительным проездом». В Польше, Германии такие сооружения широко распространены. Они позволяют избежать заторов на основных полосах движения. В Беларуси же только начинают появляться – например, устроены на развязке в месте пересечения Партизанского проспекта и МКАД. Для того чтобы подняться на кольцевую, необходимо сначала въехать в карман, на отдельную полосу. Двигаться по распределительному проезду намного безопаснее и комфортнее, поскольку он отгорожен от основной части дороги и все перестроения здесь происходят на меньшей скорости.

Нормы проектирования позволяют устраивать распределительные проезды. А вот как конкретно их делать, чтобы не запутывать пользователей дорог, пока остается нерешенным. В каждой стране, в каждом регионе к этому вопросу подходят по­-разному. Мы с Иваном Климентьевичем тоже тщательно изучали тему и пытались что-­то предложить.

– Как я понимаю, теперь Вас больше привлекает интеллектуальная составляющая процесса строительства дорог?

– Наверное, да. Когда-­то меня очень впечатлила книга «История науки о сопротивлении материалов» Степана Тимошенко. Оказывается, многие знаменитые сопроматчики так или иначе были связаны с дорогами. Сен-Венан, Треска, Коши работали в Парижской школе мостов и дорог, учили будущих мостовиков и дорожников и совершенствовали методы расчета строительных конструкций. То есть сопромат был создан исключительно в процессе практической деятельности. Например, в Америке существовала проблема со строительством железных мостов: после проезда одного-­двух поездов они часто рушились. Потому что металлические сооружения проектировали, как деревянные, не учитывались другие свойства материала, к примеру, усталость металла. Скажу так: в дорожном строительстве всегда присутствует большой кусок науки. И это увлекает.

А в том, что я выбрал именно университет, наверное, сыграла роль вторая семейная традиция: помимо строителей, у нас много педагогов. Университет – это еще и возможность поделиться своими знаниями. В каком-то смысле как игра на сцене: всегда необходимо быть готовым к реакции в данном случае не зрительного зала, а аудитории. И каждое следующее занятие не должно походить на предыдущее. Поэтому преподавание было как вызов, который надо принять и посмотреть, что из этого получится.

– Что­то изменилось для Вас с момента, когда стали заместителем декана?

– Просто прибавилось бумажных дел, и общения со студентами стало больше. В деканат дорога не закрывается. Ребята идут со своими вопросами и проблемами. Я никогда не устанавливаю дистанцию. Если не могу ответить сразу, обязательно сделаю это позже. Словом, мне интересно работать в университете…

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»