ЗАСО «ТАСК»

Сила притяжения

8 июля, 2024

Пинский судостроительно-судоремонтный завод имеет богатое историческое прошлое. В следующем году он  отметит свое 140-летие.

Расцвет старейшего предприятия пришелся на советские времена, когда здесь выпускали грузовые и служебные теплоходы, буксирные катера. Всего было построено более 2000 судов различных классов, которые до сей поры ходят по рекам Европы и России, от Атлантического до Тихого океана. С эллинга в разное время сошли круизный теплоход «Белая Русь», сухогруз «Надежда», плавучая гостиница «Полесье» и другие. По заказу Брестского облисполкома на заводе в свое время изготовили и смонтировали самого узнаваемого «Зубра» – памятный знак на км 117 трассы М-­1, на границе Брестской и Минской областей. В 1985 году предприятие удостоили ордена «Знак Почета».

Сегодня здесь занимаются строительством, техническим обслуживанием, ремонтом и модернизацией самоходных и несамоходных судов различного назначения. В частности, буксировщиков-­толкачей для внутреннего судоходства, экскурсионных теплоходов, плавучих гостиниц и прочее. Кроме того, пинские корабелы ремонтируют паромы, переправы и другие плавсредства, осуществляют «капиталку» двигателей, топливных насосов, стартеров, генераторов. Здесь также производят плавучие конструкции для оснащения гребных баз, наплавные мосты, изготавливают маломерные суда.

Несмотря на нынешние сложности, предприятие продолжает свою деятельность. Для загрузки имеющихся мощностей, увеличения объемов производства основной упор делается на поиск заказов, причем не только профильных. В настоящее время на эллинге ремонтируется паромная переправа Дрогичинского ДРСУ № 177 КУП «Брестоблдорстрой».

– Ее длина – 60 метров. Уже практически полностью заменено днище, а также частично боковины. Это примерно 780 кв. метров. Потребовалась 31 тыс. кг металла, – рассказывает начальник производства Александр Королевич. – Сейчас на палубе обновляются проезжая часть и пешеходная зона.

Температура воздуха – под 30 градусов. Люди в защитной спецодежде – явно не по погоде. Но так требует техника безопасности. Трудовой день начинают раньше обычного – в шесть утра, чтобы успеть выполнить основные операции до того, как солнце будет в зените. Трудятся здесь закаленные погодой, временем, опытом специалисты. К примеру, судосборщик Сергей Романович, который пришел на завод четыре десятилетия назад.

За плечами судосборщика Сергея Романовича – десятки обновленных судов

Одновременно ведутся восстановительные работы на пассажирском теплоходе «Пинск» местного речного порта. Обновления он требует основательного. Два его мотора ремонтируются под руководством мастера на все руки испытателя двигателей – бригадира Александра Демчука. В подчинении у него – пять слесарей.

Кстати, на предприятии занимаются дизель-­двигателями не только судов, но и железнодорожной, автомобильной техники. Профильное производство оборудовано станками и оснасткой для капремонта и испытания силовых агрегатов типа Д-­6, Д-­12 и других.

На механическом участке имеется технологическое оборудование для обработки деталей, сборки узлов и агрегатов судов, других машин и механизмов. Корпусно-­сварочный цех снабжен всем необходимым для обновления крупнолистовых элементов, стапельной сборки корпусов судов.

Ремонтные и другие виды работ сертифицированы согласно СТБ ISO 9001-­2015.

Еще одна, дополнительная, статья дохода предприятия – услуги собственного пассажирского теплохода, который верой и правдой служит уже много лет. Прогулки на нем очень востребованы пинчанами, организациями города, другими регионами страны. В былые времена судно использовалось как рейсовое. Ежедневно курсировало между Пинском и населенными пунктами района, заменяя маршрутные автобусы.

Главной ценностью Пинского судостроительно­-судоремонтного завода являются его корабелы – в большинстве своем штучные специалисты. Чего стоит тот же Александр Демчук, имеющий почти полувековой стаж и опыт. На предприятии он – старожил: трудится с 1975 года. За плечами – местное ПТУ, Гомельский политехникум, школа командного состава в Пинске, несколько курсов повышения квалификации. Сегодня это – универсал высокого класса, владеющий специальностями экскаваторщика­-тракториста, рулевого моториста, техника­судоводителя, второго помощника капитана и второго помощника механика, стропальщика, крановщика, строителя и, конечно же, слесаря по ремонту двигателей внутреннего сгорания. Работал мотористом на теплоходе, затем сошел на берег. С тех пор – испытатель на дизельном участке. За трудовую биографию обновил тысячи железных сердец.

Очередной двигатель испытывают Сергей Белов и Александр Демчук

Александр Максимович – человек скромный и открытый, без апломба. О своих коллегах­-подчиненных отзывается только добрым словом. «Ребята у меня рукастые», – главный эпитет, звучащий как комплимент из его уст.

Слесарь по ремонту двигателей внутреннего сгорания Федор Жогун имеет с ними дело уже свыше 40 лет – с момента срочной службы на судоремонтном комплексе в Черноморье. Работал на разных предприятиях Пинска, какое-­то время – в центре механизации путевых работ Белорусской железной дороги. На судостроительно­-судоремонтном – с 2003 года.

Слесарь по ремонту Федор Жогун с дизелями на «ты»

Его коллега Сергей Белов пришел сюда в середине 1990-­х, когда устроиться по специальности было не так легко. О себе скромно говорит: «Я – станочник».

Сегодня на таких тружениках держится завод. Они – его костяк, его сила. У большинства из них была возможность найти другую, может, более выгодную работу. Но все как один признаются, что удерживает их здесь какая­-то неведомая сила.

– Прикипел душой, – отмечает Сергей Белов.

– Атмосфера здесь особая, люди надежные, знаем друг друга много лет, – вторит ему Федор Жогун.

– Мне не раз предлагали сменить род деятельности, переманивали на другое предприятие, даже звали преподавать в колледже, – делится Александр Демчук. – Но не могу без реки. Я же пинчанин, вырос на Припяти. А здесь все в одном: река, любимая работа, коллеги – отличные парни.

Есть еще один фактор, который связывает и объединяет заводчан, – жажда трудиться. О хороших заказах и больших объемах здесь мечтают все.

Ольга НИКОЛАЕВА