ЗАСО «ТАСК»

ШОРОХ ДОРОГ В ШЕПОТЕ ВЕКОВ

23 октября, 2025

Дороги существуют на земле с незапамятных времен. Доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник государственного предприятия «БелдорНИИ» Алексей Бусел проследил их эволюцию на территории современной Беларуси.

Улица Советская, Минск, 1945 год

В конце VIII – начале IX века через белорусские земли проходил знаменитый торговый водный путь из варяг в греки. Он вел из Варяжского (Балтийского) моря в Черное. Варяжские мореплаватели путешествовали по рекам в поисках прибыльных товаров – воска, меда, мехов, пряностей, ювелирных изделий, стекла. Между Западной Двиной и Днепром гребные суда перетаскивались волоком. Такие ответвления от основного маршрута со временем превратились в главные дороги нашего региона.

Уже в XI веке Полоцк был связан с Новгородом, Псковом, Витебском и Минском укрепленными сухопутными путями. А помогавшие путникам ориентироваться первые знаки – так называемые Борисовы камни – появились в XII веке. С развитием феодальных отношений поток грузов по территории Великого княжества Литовского существенно увеличился. Крупнейшие города ВКЛ (тогдашняя столица Новогрудок, Витебск, Слуцк, Минск, Брест, Гродно) соединили тракты, или гостинцы. Появились международные торговые пути – в Краков, Смоленск, Москву.

Постепенно вводились и первые дорожные повинности, в частности, по исправлению дорог, строительству мостов, устройству гатей. Для преодоления пониженных мест укладывались бревенчатые настилы и покрытия. Согласно Статуту ВКЛ 1566 года, ширина трактов должна была обеспечивать возможность беспрепятственного разъезда фурмановских возов.

В XVII–XVIII веках на территории Беларуси, охваченной военными действиями, новые дороги практически не строились. Важный этап развития наступил в конце XVIII века, после присоединения к Российской империи. Дороги того периода получили историческое название – Екатерининские тракты.

В 1817–1819 годах устанавливаются правила устройства дорог: ширина проезда должна была составлять пять саженей (или 10,6 метра) на твердом покрытии, 10 саженей – на мягком. Обязательным условием становятся устройство канав и посадка аллей. В высочайшем указе Александра I, датированном 1819-м, говорилось: «…белорусские дороги оставить в настоящем их виде, стараясь только исправить оныя, где нужно будет, починкаю и посадкаю новых деревьев, дабы аллеи всегда находились в порядке».

К 40-м годам XIX века наши земли покрыла сеть почтовых путей. В Минской губернии существовало 70 почтовых станционных домов. Стали появляться также элементы регулировки движения, обустройства дорог  и навигации. «Только версты полосатые попадаются одне…», – писал в стихотворении «Зимняя дорога» Александр Пушкин, упоминая о верстовых столбах.

После революции дорожное строительство получило новый импульс. В 1918 году Белорусское управление местного транспорта располагало 4155 км дорог. В первую пятилетку (1928–1932) были возведены трассы Минск – Могилев, Минск – Слуцк, Витебск – Полоцк, Гомель – Калинковичи. Основным дорожно-строительным материалом являлся булыжник. Булыжные мостовые до сих пор кое-где сохранились в республике.

В 1930–1940 годах начинается строительство шоссейных дорог. Ширина дорожного полотна составляла 12,6 метра, посередине находилась каменная насыпь (5,3 метра). Данный период ознаменовался возведением участка Московско-Варшавской магистрали до Брест-Литовска длиной 1059 км, который проходил через Бобруйск, а также шоссе Санкт-Петербург – Киев, Могилев – Бобруйск, Витебск – Смоленск.

БЫЛО – СТАЛО

Дорожный каток в начале ХХ века
Звено катков на укладке асфальтобетона на дороге М-1

Война остановила дорожное строительство на территории Беларуси и разрушила сеть дорог. В восстановительный период их приходилось разминировать и перестраивать. Делать это надо было в очень сложных условиях.

Послевоенный период стал определяющим для создания опорной дорожной сети республики. До конца XX века были построены 66 тыс. км транспортных артерий, созданы разветвленные дорожно-эксплуатационные  и службы придорожного сервиса, местные автотранспортные предприятия.

Трассы наконец пересекли многочисленные реки и болота. В этом процессе активно участвовал  институт «БелдорНИИ», где под руководством профессора Вячеслава Николаевича Яромко разработали технологию строительства дорог на болотах и слабых грунтах. Она внедрялась не только в Беларуси, но и в нефтепромысловых регионах Западной Сибири.

Транспортные артерии дали толчок развитию всех отраслей промышленности, в первую очередь машиностроению, и сельского хозяйства. Было возведено более 800 км всепогодных сельских бетонных дорог, что позволило сельхозпредприятиям в полном объеме вывозить и перерабатывать свою продукцию.

XXI век потребовал перехода на качественно новый уровень дорожного строительства, связанный с увеличением скоростного режима движения, ростом нагрузок на ось, внедрением интеллектуальных транспортных систем, цифровизацией дорожных объектов. Современные транспортные артерии строятся с учетом эстетических требований ландшафтного проектирования и экологической безопасности.

417 км на 1000 кв. км составляла плотность дорог в Беларуси к концу XX века.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»ошибка