
Водитель Валерий Богдан – один из старожилов Пинского автобусного парка. В нынешнем году его многолетний труд отмечен нагрудным знаком «Ганаровы транспартнiк».
Машина, считает Валерий Николаевич, как живое существо, которое ты приручил и к которому сам прикипаешь, требует внимания, заботы, если надо, «лечения». Поэтому он всегда бережно относится к ней.
Многие согласятся, что и экскурсионная, и дальняя поездки начинаются и во многом зависят от водителя. Его внешний вид и настрой задают тон будущему путешествию. А вкупе с коммуникабельностью, умением поддерживать хорошие отношения с коллегами и пассажирами, внимательностью и профессиональными качествами они делают путь комфортным и запоминающимся. Таков образ водителя автобуса, которому в полной мере соответствует наш герой.
Это про него песня из известного белорусского фильма «Водитель автобуса»: «Я встречаю с интересом каждый новый перегон, видно, я для дальних рейсов специально был рожден». В Пинском автобусном данный факт подтвердит буквально каждый.
Родному автопарку Валерий Николаевич отдал 42 года, но за баранкой автобуса он значительно дольше. Судьбу его определила простая случайность. Хотя, как известно, случайности не случайны. После окончания восьми классов белорусского паренька с пинского Полесья потянуло в северный климат города на Неве.
– В Ленинграде учился на монтажника системы вытяжной вентиляции. Профессия во всех смыслах надежная, стабильная для живущих в больших мегаполисах. Но нам, молодым ребятам, не хватало романтики, адреналина. В хорошем смысле слова. В поисках острых ощущений в один из выходных мы пришли в клуб ДОСААФ, дабы научиться прыгать с парашютом. Группа на тот момент уже была сформирована, и нам предложили освоить вождение автомобиля.
К моменту службы в Вооруженных Силах в Карелии Валерий уже имел водительское удостоверение категории С, а во время учений управлял боевыми машинами на базе грузового «Урала». После армии была возможность остаться в Петрозаводске, там служил два года, или в Ленинграде, где успел поработать на заводе «Звезда», но обстоятельства вынудили вернуться на малую родину.
В то время старший брат Владимир уже был водителем автобуса в Пинске. Его пример для Валерия оказался и убедительным, и заразительным. Дело оставалось за малым – получить права категории D.
Новую технику он освоил быстро. Очень хотел попасть на самый востребованный у водителей городской маршрут. Но, как говорится, нужно встать в очередь.
Первые три года трудился в пригородном сообщении, а потом почти 30 лет в паре с братом Владимиром – в междугородном и международном. За это время они исколесили всю Беларусь, побывали в разных городах СССР, позже – России, Украины, Литвы, Польши. Некоторые маршруты превышали 1 тыс., а иногда и 2 тыс. км в одну сторону, как, к примеру, в Евпаторию, Симферополь, Мурманск и Оренбург. С 1990-х начали ездить в европейские страны, в основном возили туда наших детей на оздоровление после аварии на Чернобыльской АЭС.
Сегодня Валерий Богдан выполняет рейсы в Москву, Варшаву, Санкт-Петербург – город, который знает не хуже коренных жителей.
Первыми его машинами были советские ЛиАЗы и ЛАЗы. Но особые чувства Валерий Николаевич питал к «Икарусу», в тандеме с которым провел около 20 лет. Работать на такой технике тогда было мечтой каждого советского водителя автобуса: и почетно, и престижно, и удобно. Большинство из них до сих пор с уважением вспоминают «Икарус» как исключительно комфортабельное и надежное транспортное средство.
Преимущества и важность этой машины Богдан ощутил в 1986-м, когда впервые сел за ее руль, а затем через несколько лет, когда лично получал туристический «Икарус» в приграничном украинском Чопе. Туда из Венгрии автобусы перегоняли чаще своим ходом, реже – на железнодорожных платформах. На стоянке-накопителе их ожидали счастливые водители со всей необъятной страны, в их числе в 1990-м оказался и Валерий Богдан:
– Никогда не видел, чтобы столько «Икарусов» было сконцентрировано в одном месте. Наверное, больше тысячи в желтом (городские) и красно-белом (туристические) исполнении. Они предназначались для разных автобусных парков СССР, водители которых принимали новую технику у венгерских специалистов. Это было очень волнительно.
В начале 2000-х наш герой сменил «Икарус» на отечественный МАЗ-152, на котором колесил по разным городам и странам более 10 лет. С 2015-го в его распоряжении MAN. Не скрывает: хорошая машина, укомплектована всем необходимым для жизни, есть компьютерное управление, просторный салон, розетки для подзарядки гаджетов, wi-fi, климат-контроль, телевизор, холодильники, кофе-машина, СВЧ-печь, санузел, а также место для отдыха водителя. Тем не менее прежняя техника, по мнению Валерия Богдана, была гораздо проще в обслуживании, ведь какие-то небольшие поломки или сбои устранялись своими руками, а сейчас наличие электроники требует соответствующих специалистов и аппаратуры. Еще в 1980-е, когда первые в парке «Икарусы» были на рессорных подвесках и часто выходили из строя из-за несовершенных дорог, Богдан вместе со слесарями предприятия реанимировал один из таких автобусов.
Изменилась, по словам Валерия Николаевича, не только техника, но и пассажиры. Раньше они были не столь прихотливы. Сегодня – прагматичны, более требовательны к комфорту, несмотря на то, что условия перевозок и качество обслуживания в разы выше. В этом наш собеседник видит определенные плюсы. Взыскательность пассажиров, уверен он, дисциплинирует, заставляет развиваться в профессиональном и личностном плане. У Валерия Богдана с ними полный коннект, как сейчас модно говорить. Коммуникабельный, деликатный, доброжелательный, умеющий дать мудрый совет, отлично знающий свое дело, уважительно относящийся к людям и своей машине, он вызывает доверие к себе и предприятию, которое представляет. А еще очень напоминает того самого водителя автобуса из многими любимого белорусского фильма.
Ольга ОРЛОВА, «ТВ»

