Четверть века – много это или мало? Для человека – возраст расцвета, для организации – знаковая веха в развитии. Время, чтобы оглянуться на достижения и подвести итоги. Период, когда реализации планов сопутствуют наработки тех, кто стоял у истоков. Под занавес текущего года ДЭУ № 51 РУП «Гродноавтодор» отметит свое 25-летие. Тогда и будет повод подробно рассказать об истории, нынешнем дне и планах на будущее. А сегодня – о людях, с которыми мы познакомились в ходе недавнего посещения предприятия. Встреч получилось немного, поскольку в горячую пору проведения активных работ все заняты на объектах. И тем не менее даже из этих коротких бесед сложилось представление, что каждый труженик здесь – основной созидательный капитал.



С сентября прошлого года ДЭУ № 51 возглавляет Алексей Гусак. Его решение стать дорожником являлось обдуманным и взвешенным, даже откровенно прагматичным, мол, всегда при деле. В определенной степени сыграло свою роль и влияние со стороны дедушки, который работал машинистом асфальтоукладчика.
После окончания БНТУ, в 2015 году, жребий распределения выпал на ДЭУ № 54 в Слониме. Более трех лет работы инженером планово-производственного отдела и практического опыта в должности мастера асфальтоукладки дали хорошую подготовительную базу для дальнейшего профессионального роста. Аппарат управления РУП «Гродноавтодор» принял способного молодого человека в свои ряды начальником отдела подготовки производства, а после – начальником отдела дорожно-мостовых работ. В феврале 2024-го Алексей Гусак был назначен заместителем начальника ДЭУ № 51 и уже осенью занял пост руководителя филиала.
– Вся моя трудовая деятельность связана с «Гродноавтодором». Я ощущаю востребованность своего труда. Интересно само предназначение дороги, которая является связующим звеном между населенными пунктами, людьми, семьями и народами. Каждый день приносит свой итог, а совокупность этих промежуточных результатов складывается в одну большую награду – обеспечение безопасных и комфортных условий движения для пользователей.
На третьем году обучения в Гродненском государственном политехническом колледже по специальности «Строительство автомобильных дорог и транспортных объектов» Максим Илючек оказался на производственной практике в ДЭУ № 51. Тогда ему поручали разные несложные задания: окоску дорог, уборку полосы отвода, расчистку прилегающей территории от кустарниковой растительности. А вот на четвертом курсе уже доверили квалифицированный труд.
– Прораб Иван Иванович Дюндя взял меня под свое кураторство. Особенно запомнилась и поразила своей спецификой пескоструйная очистка мостовых элементов. Выдали специальный защитный костюм, в котором ощущаешь себя космонавтом. К тому же шлем был полностью герметичным, и воздух подавался через очистной фильтр. А еще успел поработать на установке для перемешивания сыпучих материалов. Факт, что ты управляешь такой огромной машиной, приводил в трепет, – поделился впечатлением от своих первых шагов в профессии наш собеседник, который сейчас состоит в должности производителя работ.
В РУП «Гродноавтодор» мотивация молодого поколения на дальнейшее обучение, можно сказать, поставлена на поток. Максим хотел расти по службе, а для инженерно-технических работников высшее образование – обязательное условие. Поскольку у него уже был определенный запас знаний, то за четыре года в Брестском государственном техническом университете получил диплом без отрыва от производства. Пока учился – работал техником (ответственное лицо на участке), а к завершению был назначен на должность мастера дорожного.
Сейчас вся хозяйственная деятельность производственного участка «Аульс» ДЭУ № 51 – под его ответственностью: обеспечение филиала материалами и изделиями, включая три линейные дистанции. Получение, переработка и отпуск всего, что может потребоваться на объектах ремонта и строительства – три основных этапа функционирования участка. В ведении Максима Илючека и добыча сыпучих материалов в карьере, и разработка месторождения. В наличии – все необходимые инструменты деревообработки для изготовления временных стоек дорожных знаков, скамеек, вешек, опалубок, кольев для высадки деревьев. Чтобы произвести ремонт перильных ограждений мостовых сооружений, также предусмотрены специальное помещение и соответствующее оборудование. И все это – ради цели полноценно поддерживать инфраструктуру на 410 км республиканских дорог.
– Моечно-сортировочный комплекс круглогодично включен в рабочий процесс. Здесь мы занимаемся перегрохоткой на фракции щебня, мойкой уже разделенных фракций для извлечения пылевидных и глинистых частиц ради улучшения качества исходного продукта. Переработанный материал используется для устройства защитных слоев, которые позволяют свести к минимуму ямочный ремонт в зимний период, поскольку данный метод содержания значительно сдерживает процессы износа дорожного полотна. После сезона летних работ готовимся к зимнему содержанию: переключаемся на переработку песка для извлечения крупной фракции, чтобы подготовить компонент в составе смеси для борьбы со скользкостью.
Любой отец мечтает о помощнике и продолжателе дела жизни. Водитель автогудронатора Анатолий Кондак сам участвует в начальном процессе ремонта проезжей части – распределении битумной эмульсии, а его сын Ян делает завершающий штрих – отвечает за разметку. Кондак-старший пришел в дорожную сферу три десятка лет назад:
– Сейчас технологии значительно усовершенствовались. Во время текущего ремонта применяются эмульсия и щебень. Поверхностная обработка и «СларриСил» значительно увеличивают срок службы дороги, а также способствуют снижению аварийности.
Чтобы пересесть за руль автогудронатора, Анатолий проходил специальные курсы подготовки в столице. Теперь и сам не замечает, как пролетели 20 лет практики и он в совершенстве овладел ремеслом управления специализированной дорожной машиной. Зимой он пересаживается за управление МАЗом, помогая коллегам справляться с зимним содержанием дорог.
– Я пришел в ДЭУ, когда оно еще находилось в статусе 47-го ДРСУ. А это 1994 год. Так что много километров с той поры отъезжено и на МАЗе, и на автогудронаторе. Родом я из деревни Лебеди Зельвенского района. В Волковыске учился в ДОСААФ по направлению от военкомата. Там и получил водительское удостоверение и успел поработать в сельском хозяйстве, – поведал о своем трудовом пути наш собеседник. – Ну и сын по моему примеру тоже в дорожниках. Не отстает, справляется.
Вот так Ян Кондак с отцовской подачи нашел свое ремесло. В колледже Скиделя получил специальность слесаря по ремонту автомобилей. Оттуда и пришел в ДЭУ № 51 молодым специалистом-автослесарем с категориями водителя B и C:
– Хотел с первого дня устроиться водителем, но за неимением стажа мне не могли доверить руль. Спустя три месяца призвали в армию, где и приобрел навык управления транспортными средствами. После службы, конечно же, вернулся обратно.
– Технология нанесения разметки сейчас изменилась, – вводит в курс Ян Кондак, который застал еще тот период, когда линии рисовались против движения, что было небезопасно. – Два года назад была проведена модернизация разметочной машины, поставили дополнительное оборудование для выполнения краевой линии, точность нанесения которой определяется уже не на глаз, как раньше, а с помощью видеокамеры снаружи и монитора – в салоне автомобиля. Работа для нас стала более безопасной и технологичной.
Люди в оранжевой спецодежде ежедневно совершают свой маленький подвиг, выходя на оживленную автомагистраль, чтобы сделать движение пользователей дорог более безопасным. И когда вдали вдруг засветится оранжевый маячок, знайте, что забота о вашем комфорте на пути следования – под пристальным контролем профессионалов.
Светлана ЯРОШЕВИЧ, «ДБ»