Профессионалы, всецело преданные любимому делу, трудятся на Березине в Бобруйске. Река для них – это не просто место работы, а состояние души, когда за прозой повседневных забот стоит романтика водных просторов.

Березина считается одной из самых красивых водных артерий Беларуси. Особенно живописные виды на нее открываются… с портового крана. Об этом не понаслышке знает докер-механизатор речного порта Бобруйск Григорий Долгий.

Большую часть из 25 отработанных здесь лет он провел на высоте, выполняя важную задачу по загрузке-выгрузке песка, который доставляют к причалу на баржах, а вывозят автомобильным или железнодорожным транспортом. В прошлом году многолетний труд речника отметили вручением ему нагрудного знака «Ганаровы транспартнік».
Сюда Григорий Михайлович попал по стечению обстоятельств. Во время учебы на вечернем отделении здешнего механико-технологического техникума искал место трудоустройства. Нашел его в порту. Начинал охранником, помогал в подсобных делах: траву покосить, помочь в благоустройстве. Позже ответственному и рукастому парню предложили подняться на борт теплохода, а затем попробовать себя в качестве докера.
Второй вариант приглянулся больше. Азы профессии постигал под присмотром опытного коллеги Юрия Вежновца, который, к слову, также удостоен знака «Ганаровы транспартнік».
– С управлением краном освоился быстро, так что в учениках оставался недолго. Несмотря на размеры – это же пятитонный гигант, он достаточно легкий и плавный, – делится наш собеседник, по-настоящему полюбивший докерское дело.
Его рабочее место находится на 15-метровом уровне от земли:
– Высоты я не боюсь, даже испытываю прилив адреналина. А какие красивые виды открываются… Отсюда город как на ладони. Фото, кстати, выкладываю в одной из социальных сетей. Многим интересно, как выглядит Бобруйск с не совсем привычного ракурса.
Со стороны одно удовольствие наблюдать за работой портового крана. Ковш, который на профессиональном языке именуется грейфером, захватывает песок и пересыпает его с баржи в кузов или вагон. За заход это 2,5–3 тонны. Например, на загрузку вагона необходимо порядка 20 «оборотов». Тут важны и твердость руки, и скорость реакции.
Работает Григорий Долгий посменно, но и в выходные находится недалеко от порта. Он вырос в доме на берегу Березины, здесь и живет до сих пор:
– Это наследство от дедушки, берегу его как память о родном и близком мне человеке. Мой дед Александр Окушко тоже определенную часть своей жизни посвятил местному порту – работал в разных должностях, точно знаю, что был инженером по механизации. Он меня многому научил, привил любовь к труду и рыбалке.
На зимней ловле наш собеседник бывает чаще. Все-таки лето – горячая пора для речников. Да и по дому, который требует хозяйской руки, хватает работы. В свободное время может и покулинарить. Среди фирменных блюд – рыба, которую ловит в Березине, а после жарит или запекает.
А еще его отдушиной является семья. С супругой много лет живут душа в душу, воспитали сына. Молодому человеку – 21 год, но он уже получил профессию и работает на швейном производстве.
– У каждого человека – свой путь. Моя дорога привела меня в порт, и об этом не жалею, – отмечает Григорий Долгий.
Диспетчер по флоту, словно дирижер, филигранно управляет движением судов, координирует и контролирует их проход, обеспечивая эффективную работу и безопасность. С этими задачами успешно справляется Алла Дрозд.

Она посвятила Днепро-Березинскому предприятию водных путей 36 лет своей жизни. Совсем юной после восьми классов поступила в светлогорский техникум (ныне – индустриальный колледж). По совету матери выбрала направление «Эксплуатация внутренних водных путей».
– Тогда только начинали готовить специалистов этого профиля, и наш выпуск был третьим по счету, – вспоминает Алла Михайловна. – Профессия считалась редкой, потому и такой притягательной. Прибавьте к этому красивую форму… Так что мы с самого начала были очень вдохновлены делом, которым предстояло заниматься.
Реальность оказалась немного другой. Профессия речника не из легких, хотя и не лишена определенной романтики. По распределению девушка попала в Бобруйск, откуда после отработки намеревалась вернуться на родину, в Светлогорск. Но судьба распорядилась иначе. На предприятии встретила будущего супруга, и разговоров о переезде уже не возникало.
– Березина и наше предприятие оставили след и в семье моего мужа. Он работал здесь столяром, мотористом, потом ушел в другую сферу, а его отец одно время трудился плотником. Я вот уже много лет живу у реки – наши суда проплывают мимо моего дома и всегда подают сигнал в знак приветствия, – рассказывает наша собеседница.
Начинала Алла Дрозд техником изыскательской русловой партии, была кладовщиком, затем назначили диспетчером. Сегодня в ее обязанности входит координация всего транспорта предприятия – как водного, так и автомобильного:
– График посменный, два через два. Рабочие дни проходят активно. Утром собираю все данные по теплоходам и земснарядам: кто где находится, достаточно ли топлива, чего не хватает. Все важно держать на контроле, чтобы обеспечить бесперебойную деятельность. А еще сведения по уровням воды и глубинам, которые оперативно подаются в Государственную администрацию водного транспорта. Вся информация фиксируется в специальных журналах, мы называем их «простыни». Ведутся они на протяжении многих лет. Изучив и проанализировав записи, можно понять, как меняются с течением времени наши водные артерии. От уровня воды зависит многое: река дает жизнь и работу. Изменение климата сказывается, и больших паводков, как раньше, уже нет. На моей памяти их было три, а вот мой свекор рассказывал, что весной вроде 1956-го Березина разлилась прямо до крыльца нашей конторы и люди добирались на работу на лодках.
Речники всегда славились своими дружными коллективами. И эта традиция сохранилась до сих пор. Молодежь, которая приходит на предприятие, быстро вливается в работу благодаря поддержке более опытных коллег.
– Начало и конец навигации для нас большие праздники. Выходим на берег всей конторой: провожаем и встречаем караваны, вместе радуемся победам и сообща решаем возникающие проблемы, – отмечает Алла Дрозд.
После продолжительного рабочего дня ей нравится заниматься огородом. По словам женщины, это лучший вид отдыха, а зимой она занимается рукоделием:
– В тяжелые 1990-е, когда в магазинах ничего не было, одевала всю семью. Мальчики мои были и обвязаны, и обшиты. Сегодня это уже не необходимость, а так, для души.
Ее мальчишки давно выросли, и женщина гордится ими. Сыновья получили высшее образование и выбрали свой жизненный путь, отличный от родительского. Старший работает завкафедрой в Горецкой сельхозакадемии, а младший – ведущим инженером на «Белшине».
– Порой возникает мысль: а что, если бы я не послушала материнского совета и выбрала другую профессию… Так или иначе, но о своем решении не жалею – все сложилось. Да, жизнь не всегда бывает гладкой, как Березина в безоблачную погоду. Иногда нужно пережить шторм, чтобы вновь увидеть солнце, – поделилась сокровенным Алла Михайловна.
Командир земснаряда ВД-12 Николай Добыш – один из старейших работников Днепро-Березинского предприятия водных путей. Речному хозяйству он посвятил 45 лет.

История прихода в профессию – отдельный жизненный сценарий. После десяти классов деревенский паренек из Калинковичского района поехал покорять Минск. Поступил в строительный техникум, а в первый учебный день по пути на занятия, читая газету в троллейбусе, обратил внимание на объявление о наборе штурманов и механиков в Гомельское профессионально-техническое училище № 30 речного флота. Забрал документы из техникума и прямиком поездом до Гомеля. Успешно закончив ПТУ, по распределению отправился в Бобруйск, где начинал помощником механика земснаряда.
После армии, несмотря на полагавшийся отпуск, дома не стал засиживаться:
– Соскучился по работе и не медлил с возвращением. Откровенно говоря, была возможность и в Мозыре устроиться, он все-таки ближе к родным местам, и там течет знакомая с детства Припять, но я уже пустил корни в Бобруйске, прикипел душой к коллективу, – поведал наш собеседник о том периоде.
Потом была школа командного состава. Два года жил по графику: летом – практика, зимой – теория. Затем стал командиром земснаряда – сложной конструкции, состоящей из целого комплекса взаимосвязанных и согласованных систем. Эта инженерная установка оснащена разнообразными механизмами и приспособлениями для углубления русел рек, расчистки водоемов, извлечения песка и проведения прочих работ. Командир осуществляет управление крупной и непростой конструкцией из рубки, отвечает за поддержание производственного порядка. При этом понимания только основ работы земснаряда недостаточно. Нужно соблюдать требования нормативных актов в части охраны труда и окружающей среды, безопасности.
За годы работы Николай Добыш воспитал не одно поколение речников. Его ставят в пример молодежи, а он в свою очередь не скупится и делится секретами мастерства.
Если любишь свое дело, ответственно относишься к исполнению обязанностей, то все непременно получится. Николай Добыш награжден медалью «За трудовые заслуги», знаком отличия «Ганаровы транспартнiк», удостоен многочисленных грамот.
Николай Иванович уже мог бы выйти на заслуженный отдых, однако его деятельный характер не позволяет сидеть в четырех стенах:
– Уже привык к тому, что все лето провожу на реке. Как открывается навигация, так и у нас начинается активная водная жизнь. Перед этим большое внимание уделяем технике: осмотры, ремонты, которыми занимаемся всей командой. Так что некогда расслабляться!
В жизни каждого речника есть два важных события, которые навсегда врезаются в память: первая и последняя навигация.
– Еще поработаем. Было бы здоровье, а силы найдутся, – усмехается Николай Добыш.
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТВ». Фото автора