Безопасность при поездках на пригородных и междугородных маршрутах зависит не только от добросовестного выполнения водителем требований законодательства, но и от ответственного поведения пассажиров. На повышение уровня безопасности перевозок, кроме того, значительное влияние оказывают совместные рейды сотрудников Транспортной инспекции и ГАИ, в один из которых отправилась и корреспондент «ТВ».


– Филиалом ТИ по Гродненской области самое пристальное внимание уделяется перевозке пассажиров транспортными средствами категории М2. В осенне-зимний период, когда значительно ухудшаются погодные условия, в периоды повышенного спроса населения – выходные дни и часы пик – на особом контроле находятся микроавтобусы, которые выполняют регулярные пассажирские перевозки по пригородным и междугородным маршрутам, – сообщил заместитель начальника – начальник управления автомобильного весогабаритного контроля филиала Алексей Михальчик.
Выезжаем на республиканскую автомобильную дорогу Р-44 Гродно – Ружаны – Ивацевичи.
– Особое внимание уделяем наличию ремней безопасности. Контролируем, как соблюдается обязанность пристегиваться во время движения, а также соответствие транспортного средства выполняемому виду перевозки. Проверяем наличие всех необходимых документов, в том числе оформление путевых листов, результаты технического осмотра ТС и медицинского – водителя перед выездом в рейс. Выясняем, нет ли неисправностей, при которых запрещается участие в дорожном движении. Обращаем внимание на наличие зимней резины, соответствие требованиям по остаточной высоте протектора, – вводит в курс дела Алексей Викторович.
Специалисты Транспортной инспекции останавливают пригородную маршрутку. Ранее у этого перевозчика были зафиксированы факты перевозки большего количества пассажиров, чем число мест для сидения, установленных изготовителем ТС. Сейчас в салоне – только одна пассажирка, и она, как положено, пристегнута. Водитель предупредил о необходимости воспользовалась ремнем безопасности, говорит женщина.
– В процессе движения, если услышу, что кто-то отстегнул ремень, останавливаю автобус и жду, пока вновь пристегнутся. Некоторые возмущаются, – спокойно объясняет водитель с 20-летним стажем вождения.
По словам Алексея Михальчика, за две недели октября, когда рейдовые мероприятия проводились в выходные дни и часы пик, в двух автобусах М2 не были пристегнуты пассажиры, одно транспортное средство имело повышенный износ протектора шин, другое участвовало в перевозке пассажиров без навигационного оборудования GPS, с помощью которого оператор контролирует соблюдение расписания движения, схемы маршрута, обращает внимание на скоростной режим.
Ведущий специалист регионального отдела контроля автомобильного транспорта в Гродно Владимир Никитин проходит по салону следующего микроавтобуса и профессиональным глазом замечает непорядок:
– Сначала подумал, что одна из пассажирок держит край плаща, чтобы на него никто не наступил. Оказалось, она просто накинула ремень. Попросил ее выйти из маршрутки.
– Водитель не предупреждал, что нужно пристегнуться. Да и мне сделать это было неудобно: здесь три места подряд, все – в объемной одежде, а я сижу с краю, – вступает в разговор женщина. После общения с сотрудниками ТИ к ней подходит государственный автомобильный инспектор межрайонного отдела ГАИ Александр Дудойть. По его словам, за непристегнутый ремень на первый раз пассажирке будет вынесено предупреждение. В случае повторного в течение года аналогичного правонарушения санкция статьи предусматривает уплату штрафа в размере от одной до трех базовых величин. Водитель несет ответственность за себя и каждого находящегося в салоне пассажира. Если тот не воспользовался ремнем, то на первый раз водителю выносится освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения. На второй раз ему придется уплатить штраф до двух базовых величин, на третий – от двух до четырех.
По словам специалиста РОКАТ г. Гродно Любови Качук, пассажиры иногда начинают пристегиваться в присутствии специалистов ТИ. Многие с пониманием относятся к проверкам, но есть и те, кто высказывается негативно. Тогда им объясняют, что это для их же безопасности.
В нескольких маршрутках все в порядке, а после сотрудник Транспортной инспекции на четвертом ряду от водителя заметил непристегнутого пассажира. Парень объясняет, что микроавтобус остановился и он отстегнул ремень. Водитель с горячностью убеждает инспекторов: он 31 год за рулем, таблички с просьбой пристегнуться все в салоне видят, сам перед началом поездки предупреждает пассажиров… Но закон есть закон.
Затем рейдовые мероприятия проводились на республиканской автодороге Р-99 Барановичи – Волковыск – Пограничный – Гродно.
– Усиленный контроль в области перевозок пассажиров транспортными средствами категории М2 направлен в числе прочего на то, чтобы у водителей и пассажиров повысилось правовое сознание и они понимали свою ответственность. Надеемся, культура перевозок будет расти, – подытоживает Алексей Михальчик.
Светлана СМОЛЕЙ, «ТВ»

