ЗАСО «ТАСК»

Пятерка за рачительность

25 ноября, 2024

Подведены итоги конкурса «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь 2024». Торжественная церемония чествования победителей была приурочена к Международному дню энергосбережения, цель которого – акцентировать внимание на необходимости рационального использования энергоресурсов в самых разных сферах.

Минское отделение Белорусской железной дороги – в числе победителей. Диплом I степени присужден в номинации «Предприятие года – лидер энергоэффективности». Для получения награды на сцену поднялись заместитель начальника отделения – главный инженер Алексей Шилов и заместитель главного инженера – руководитель отдела технической политики Михаил Мацкель.

Михаил Мацкель и Алексей Шилов

– Будет ли больше «Ласточек»? – полушуточный вопрос ведущих церемонии не застал представителей стальной магистрали врасплох.

– Третья «Ласточка» уже пошла, – парировал Алексей Шилов. – Дальше – больше. Направления разные. Чтобы вы понимали: Минское отделение – это ежегодный пассажиропоток 35 млн человек и 60% всех перевозок Белорусской железной дороги. Мы надеемся и верим, что жители и гости страны и впредь будут пользоваться нашими услугами, а мы постараемся сберегать и вас, и топливно-энергетические ресурсы.

И уже в интервью нашему изданию – более серьезно и детально о том, как становятся лидерами энергоэффективности.

Столичное отделение – один из крупнейших в республике потребителей топливно-энергетических ресурсов. Их эффективное и рациональное использование – важнейшее условие устойчивой работы железнодорожного транспорта. В составе отделения – 30 предприятий. Общая штатная численность – около 14 тыс. человек.

В прошлом году совместными усилиями было реализовано 149 мероприятий в сфере повышения энергоэффективности. Это позволило сэкономить 2140 тонн условного топлива при годовом потреблении около 58 тыс. тонн. В текущем году за 10 месяцев израсходовано немногим более 45 тысяч.

– Сотрудники разных уровней настроены на правильную работу и экономию топлива, других материальных ресурсов. Такие цели были заданы, и мы выполнили поставленную задачу. На победу работал каждый, – подчеркнул Алексей Шилов.

В перечне реализованных мероприятий – приобретение машин для мойки подшипников, замена энергозатратных кондиционеров на более экономичные инверторные, установка дополнительных гелиоколлекторов, позволяющих использовать для потребностей предприятий энергию солнца. На отделении уже применялась 21 единица солнечных батарей. Внедрены еще пять – в оздоровительном центре «Талька», на Оршанской дистанции защитных лесонасаждений, в путевом хозяйстве.

– Казалось бы, нехитрое дело – замена лампочек на энергосберегающие, – заметил Михаил Мацкель. – На отделении за 10 месяцев их установлено более 4,5 тысячи. В результате сберегли большое количество электроэнергии и за счет этого получили средства, которые можем инвестировать в ремонтные программы, эксплуатацию, использовать для поощрения своих работников.

В «Лидере энергоэффективности» Минское отделение БЖД участвовало уже шестой раз. Задана высокая планка, прокомментировали участники торжественной церемонии, и задача не только не снижать достигнутый уровень, но и каждый год продвигаться вперед. Победа в конкурсе – лучшая мотивация.

Церемонии награждения в этом году впервые предшествовала научно-практическая конференция на тему повышения энергоэффективности экономики нашей страны. К участию в экспертной дискуссии был приглашен ведущий научный сотрудник авиационного научно-технического центра Белорусской государственной академии авиации Сергей Василевич. Подразделение создано в 2023-м путем слияния нескольких ранее существовавших отделов. Основное направление деятельности – научные исследования в области авиации, нацеленные на получение практического эффекта. Работы ведутся в рамках госпрограммы «Транспортный комплекс» по договору с Минтрансом.

– У нас достаточно молодой коллектив, очень активный руководитель Сергей Стойко, который собрал вокруг себя амбициозных, знающих ребят, – рассказал Сергей Василевич. – Как энергетик ранее я занимался биоресурсами, биотопливом и немного нанотехнологиями. Теперь область моих научных интересов – авиационные топливо и масла. Исследуем, как влияют на их эксплуатационные свойства, состав, структуру температурные режимы в двигателях, поскольку информации по этой теме очень мало. Рассматриваем также более эффективную утилизацию отработанных масел, что представляет собой большую техническую проблему. Разрабатываем катализаторы, которые позволяют ускорить процесс, в том числе с применением более энергоэффективного оборудования. Эта деятельность – на стыке энергетики, химии и транспортных технологий.

Оценивая состоявшуюся научно-практическую конференцию по энергоэффективности, представитель БГАА отметил:

– Обсуждение прошло на очень высоком уровне. Авторитетные спикеры. Я узнал много нового, полезного, что, конечно же, буду использовать в своей работе. А еще смог донести до аудитории мысль о том, что в вопросах энергоэффективности необходимо придерживаться комплексного научного подхода.

Экспертная дискуссия затрагивала также тему развития электротранспорта. Были приведены актуальные данные. В прошлом году доля электрических машин в мире составляла 12%. Прогнозировалось, что в текущем она увеличится до 16%. Однако, по имеющейся информации, уже можно предположить значительное превышение предполагаемых показателей.

Беларусь находится в тренде и обгоняет даже некоторые европейские страны. У нас не только появляется все больше электрифицированных видов транспорта, но и намечен выпуск отечественного электромобиля.

По состоянию на август в республике зарегистрированы 15 тыс. электромобилей. Отмечается колоссальный рост в сравнении с той же датой прошлого года – 200%, что обусловлено рядом причин. Например, эксплуатационные затраты на такие машины – в 2,7 раза ниже, чем на транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания и аналогичными техническими характеристиками.

Спрос на электромобили приводит к росту числа электрозарядных станций. На 30 сентября их в нашей стране – 697. Основная тенденция – установка быстрых и сверхбыстрых.

Несмотря на все преимущества электротранспорта, развивать его, по мнению энергетиков, нужно, выстраивая гармоничное взаимодействие с отечественной энергосистемой и тем самым снижая остроту проблемы выравнивания графика электрической нагрузки. Это тоже коренной вопрос энергоэффективности, решение которого позволит многим предприятиям существенно увеличить электропотребление.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»