ЗАСО «ТАСК»

ПУТИ В АЗИЮ

17 апреля, 2025

Заседание Витебского регионального совета проходило на предприятии «Витстройтехмаш», являющемся ведущим в республике производителем автогидроподъемников, крано-манипуляторных установок, бурильно-крановых машин и другого уникального оборудования.

Системный анализ ситуации на рынке представил председатель Ассоциации «БАМАП» Николай Боровой. Он обозначил ключевые проблемы, видение путей и способов дальнейшего развития международных автоперевозок. В частности, отметил, что значительную долю в деятельности местных транспортных компаний занимают двусторонние доставки между Беларусью и Россией. Поступления от экспорта услуг грузового автотранспорта Витебской области за прошлый год составили 103% к предыдущему уровню.

Директор регионального представительства Дмитрий Решатнев обратил внимание на расширение географии деятельности. Доставки осуществляются в Казахстан, Китай, Турцию, Грузию, Армению, Узбекистан, Монголию. Если ранее на направлении в/из КНР работали два-три предприятия, у которых имелся преимущественно рефрижераторный парк, то в 2024-м их количество выросло до полутора десятков. Многие перевозчики задействованы в мультимодальных, железнодорожных, морских логистических схемах. Некоторые приобретают контейнеры на свои площадки для доставки экспортных грузов. Международные автотранспортники региона взаимодействуют с морскими портами Санкт-Петербурга, Новороссийска, Астрахани. Продолжается работа по совершению грузовых операций в специально установленных местах в рамках 247-го постановления Совмина для осуществления перевозок в/из стран Евросоюза.

На совещании подчеркивалась важность сохранения конкурентоспособности белорусских участников рынка. Одна из основ этого процесса – состояние автомобильного парка. В прежние годы вопрос обновления решался ритмично и планово. Но после введения санкций ситуация резко изменилась. Сейчас у предприятий региона, входящих в Ассоциацию «БАМАП», в наличии порядка 620 единиц подвижного состава. За прошлый год приобретено более 30 машин китайского, белорусского и европейского производства. На нынешний намечено дальнейшее пополнение: по предварительным данным, около полусотни новых седельных тягачей.

Не уходит с повестки дня и кадровая проблема. Отмечалось, что нужно не только увеличивать зарплату водителям, но и задействовать инструменты социального характера. В прошлом году совместно с Центром повышения квалификации «БАМАП-Веды» в регионе обучены 1276 водителей-международников и специалистов. Также представительство принимало участие в организации учебного процесса группы учащихся УО «Витебский государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства»: проводились экскурсии, открытые уроки непосредственно на производственной площадке транспортного предприятия.

В регионе более 45 организаций являются членами «БАМАП». В этом году планируется вступление еще двух. Но основная доля грузов лежит на плечах старожилов рынка – 17 компаний обеспечили свыше трети объемов. Наибольших показателей поступлений от экспорта услуг добились ООО «Карго Лайн», ООО «Витмагистраль логистика», ТУП «БелТехноСервис», ЧУАП «Владитранс». Продемонстрировали рост филиал «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс», ЧТУП «БарСТранСПлюс», ЧТУП «БЕЛАТЕКАВТО», ООО «Вил-Трек» и другие. ТУП «БелТехноСервис» стало лауреатом премии «Лидер года – 2024». Также по итогам работы за прошлый год оно занесено на городскую Доску почета Новополоцка.

О ходе реализации предложений перевозчиков подробно рассказал генеральный директор Ассоциации «БАМАП» Александр Карпук. На злободневные вопросы ответили представители таможенных органов и Транспортной инспекции.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТВ»