ЗАСО «ТАСК»

Проверят до песчинки

21 июня, 2024

Долговечность и комфортность транспортных артерий в немалой степени зависят от качества используемых при их ремонте и строительстве материалов. За это отвечают работники специальных лабораторий, функционирующих на базе дорожных организаций. В их числе – Анна Рашова, ведущий инженер – лаборант отдела контроля качества выполняемых работ и лабораторного анализа КУП «Могилевоблдорстрой».

На предприятии Анна Николаевна трудится более 40 лет, став за это время настоящим специалистом, наставником и примером для молодого поколения. Коллеги отмечают ее ответственный подход к своему делу, требовательность, внимательность. А еще она – очень жизнерадостный человек, заряжает своей позитивной энергетикой коллег, душа коллектива.

В далеком 1981 году девушка только окончила Гомельский государственный дорожно-­строительный техникум (ныне – колледж) и по распределению была направлена в Могилев.

– Как сегодня помню день 1 апреля, когда пришла инженером-­лаборантом в «Могилевоблдорстрой». Для вчерашней выпускницы это было престижно. И, конечно, ответственно, – рассказывает Анна Рашова.

Она быстро влилась в трудовой ритм – в техникуме специалистов готовили системно и основательно, будущие работники дорожной сферы азы профессии постигали не только в учебных классах и лабораториях, но и выезжали на практику. Символично, что одна из них проходила в Горецком районе Могилевской области.

В коллективе хорошо приняли молодого сотрудника. Коллеги помогали освоиться на новом месте. Среди них – Екатерина Брянцева, которая многому научила, в том числе и тонкостям работы в лаборатории. Отдел всегда был небольшим: одно время – пять человек, сегодня – трое. А вот фронт работ с годами только увеличивается: раньше лаборатории были в каждом ДРСУ, сейчас сохранились лишь в нескольких. Нынешний год – особенно сложный, ведь объемы по ремонту возросли более чем в два раза: за 2024-­й КУП «Могилевоблдорстрой» планирует отремонтировать около 600 км.

Сферу деятельности Анна Рашова выбрала по примеру старшего брата, который тоже учился в дорожном техникуме, однако после перешел на военную службу. А вот для Анны Николаевны это стало призванием, делом всей ее жизни. В 2022 году она была награждена почетным знаком «Ганаровы дарожнiк Беларусi».

– Сама я родилась и выросла в Гомеле, и поначалу очень не хватало знакомых пейзажей, любимых мест и улочек родного города, особенно нашего шикарного парка. Но потом освоилась, обжилась, встретила в Могилеве будущего супруга. Так получилось, что по распределению сюда приехала с подругой, мы вместе и за школьной партой сидели, и в техникуме учились. Однако она вернулась на родину, а я осталась, – вспоминает наша собеседница.

Про семейную жизнь рассказывает коротко: вышла замуж, воспитала двоих сыновей. После рождения второго ребенка получили трехкомнатную квартиру – это, кстати, был последний дом, возведенный «Могилевоблдорстроем» для своих работников.

– Строили тогда хозспособом и это было хорошее подспорье для молодых семей, – говорит Анна Николаевна.

Муж всю жизнь провел за рулем: он до сих пор работает водителем-­международником и часто бывает в долгих рейсах. Потому воспитание детей, семейный быт всегда были на хрупких женских плечах нашей героини. Сейчас много времени она посвящает своей даче недалеко от Могилева – это ее отдушина, так называемое место силы.

Вместе с Анной Николаевной идем в святая святых – лабораторию, где ведется работа по контролю используемых материалов. Как говорится, в вопросах качества мелочей не бывает – все имеет большое значение. Конечно, много времени отнимают заполнение различных журналов, оформление актов отбора материалов и выдача результатов – протоколов, без которых ни один технадзор не примет объект. Но и в лаборатории дел хватает: именно здесь нужно проявить скрупулезность, непредвзятость и строгость. Все материалы тщательно проверяются, причем важна каждая, даже самая маленькая деталь – фракция песка, процент содержания битума в асфальтобетонной смеси.

– Например, мы можем это проверить с помощью выжигания асфальтобетона в муфельной печи, которая разогревается до 500°С. Процедура отжига продолжается около полутора часов, после чего смесь охлаждается и взвешивается. В процентном соотношении мы и определяем, достаточно ли битума в смеси или есть перерасход, – резюмирует Анна Рашова.

Лаборатория в КУП «Могилевоблдорстрой» на постоянной основе проходит аттестацию, подтверждающую право выполнять испытания исходных материалов и готовой продукции. Такой серьезный подход неизменно отражается на качестве местных дорог Могилевской области.

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ДБ»