В помещении музея истории пожарной службы Гомельского областного управления МЧС функционирует экспозиция истории Чернобыля, посвященная преодолению последствий самой масштабной техногенной катастрофы. В их ликвидации принимали участие и труженики нашей отрасли.
Показ выставки, которая включает более сотни экспонатов, собранных со всех пострадавших районов Гомельщины, начинается с информации: «Уважаемые товарищи! Городской Совет народных депутатов сообщает, что в связи с аварией на Чернобыльской атомной электростанции в городе Припяти складывается неблагоприятная радиационная обстановка. Партийными и советскими органами, воинскими частями предпринимаются необходимые меры. Однако с целью обеспечения полной безопасности людей и в первую очередь детей возникает необходимость провести временную эвакуацию жителей города и близлежащих населенных пунктов».



Даже сегодня, спустя 38 лет со дня трагедии на ЧАЭС, эти проникающие в душу слова не каждому удается слушать спокойно. Ведь слово «Чернобыль» стало символом беды и человеческого горя. Масштабы катастрофы могли быть намного больше, если бы не мужество и самоотверженность пожарных, военных, специалистов различных отраслей, а также более чем 800 тыс. участников ликвидации последствий той страшной аварии. Они рисковали здоровьем и собственной жизнью, работая в 30-километровой зоне вокруг атомной станции.
Особую лепту внесли работники транспортной отрасли – автомобилисты и дорожники. Ликвидация последствий разрушения ядерного энергоблока была бы невозможной без применения всех типов спецтехники. Автотранспортом эвакуировали жителей Брагинского, Наровлянского и Хойникского районов. Отдавая дань мужеству и самоотверженности этих людей, к 30-летию техногенной катастрофы на ЧАЭС коллектив ОАО «Гомельоблавтотранс» установил в Хойниках памятный знак водителям-ликвидаторам – гранитный камень с надписью и эмблемой Минтранса.
А народная память о героях-ликвидаторах воплощена теперь в этом уникальном музее истории Чернобыля. Его ежегодно и особенно массово накануне каждой годовщины посещают самые разные люди – от участников ликвидации аварии до школьников и простых жителей области и страны.
В основе экспозиции – стилизованное изображение дерева, на самом деле росшего недалеко от четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС. За одну ночь его цветущая крона превратилась в обугленный остов, который выстоял во время взрыва и стал памятным знаком аварии. Главная тема – сам процесс ликвидации. Представлены личные вещи участников, их индивидуальные средства защиты, дозиметры и другие предметы.
Здесь же – бюст Героя Советского Союза Леонида Телятникова, который руководил тушением пожара на аварийном энергоблоке. Через горнило Чернобыля прошли 684 пожарных. Среди них – ушедший из жизни три года назад житель Гомельщины Иван Шаврей, который в ночь на 26 апреля 1986 года вместе со своими товарищами сделал все возможное и невозможное, чтобы пламя с аварийного энергоблока не перекинулось на соседний. Из тех первых героев бойцов-пожарных выжил только он. В музее хранятся личные вещи и награды Шаврея, как и тех спасателей, которые лопатами очищали крышу реактора от кусков радиоактивного графита, боролись с многочисленными пожарами на торфяниках и в лесах в зоне отселения.
В события 38-летней давности переносит посетителей экспозиция об эвакуации жителей Припяти и близлежащих деревень, начавшейся уже 27 апреля 1986-го. На фотографиях в глазах людей, стоящих перед длинной колонной автобусов, растерянность и непонимание… Без слез трудно смотреть и на фото выселенного дома с оставленной на стене надписью: «Прости и прощай, мой дом».
Каждый уголок музея наполнен уникальными фотографиями, которые были сделаны в первые часы и дни после аварии, телеграммами и воспоминаниями участников той страшной трагедии.
Завершают экспозицию трогательные, волнующие глубинным смыслом детские рисунки и поделки на тему Чернобыля и его последствий в нашей жизни.
Музей истории Чернобыля первыми оценили не только гомельчане, но и участники печальных событий 1986 года – ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС. Среди них – бывший водитель ОАО «Гомельоблавтотранс» Владимир Буйневич. В то тяжелое время ему поручили вывозить на самосвале за пределы Хойников снятый верхний слой радиоактивного грунта. Его коллеги-водители копали противопожарные водоемы в местах отселения сначала в Хойникском, потом в Брагинском районе. Работать было трудно: стояла страшная жара, во рту – горечь, головная боль, соленый пот – ручьем. Его друзья водители Николай Царь, Иван Коваленко, Виктор Бурак и Виктор Давыдчик получили большие дозы радиации.
По маршрутам Гомель – Комарин и Комарин – Минск возил пассажиров в то время водитель гомельского автобусного парка № 1 Леонид Самонов. Он вспоминает о том, как в деревне Савичи на посту дозиметрического контроля измеряли радиацию на автобусах и пассажирах, проводили дезактивацию. В те дни весь рейсовый транспорт был забит битком – люди массово выезжали из зоны радиоактивного загрязнения.
Не забыл то время и водитель ОАО «Гомельоблавтотранс» Валерий Купрейчик. Когда началась основная эвакуация населения из 30километровой зоны, а было это 3–4 мая, он всю ночь напролет вывозил людей. Из опустевших деревень его автобус уходил последним…
Людмила КОПАТЬ, «ТВ»