ЗАСО «ТАСК»

Прошлое хранить в настоящем

1 июня, 2024

История Минтранса – история страны. Среди тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной, участвовал в белорусской наступательной операции «Багратион», помогал восстанавливать разрушенную экономику в послевоенный период, – немало автомобилистов, авиаторов, железнодорожников, работников дорожного хозяйства. И очень важно, чтобы не было забыто ни одно имя.

Информационным поводом для этой публикации послужило письмо ветерана труда, почетного работника авиации Петра Смыковского в Администрацию Президента Республики Беларусь. 52 года он посвятил воздушному транспорту. Был диспетчером службы движения Минского объединенного авиаотряда. В феврале 1976-­го назначен руководителем полетов Минского районного центра УВД. В 1990 году возглавил службу движения аэропорта Минск-­1. С 1996­-го по 2003-­й – заместитель генерального директора по организации воздушного движения ГП «Белаэронавигация». В последующие годы работал инженером-­инспектором по безопасности полетов.

– В Минске я живу 54 года. И горжусь тем, что в этом замечательном городе прошли мои лучшие годы, – написал Петр Цезаревич в обращении. – Значительная часть моей трудовой биографии связана с районом старого аэропорта, где раньше располагалось несколько авиационных организаций. К сожалению, сейчас здесь уже не услышишь, как в прежние времена, привычного гула авиамоторов. На территории бывшего аэродрома вырос новый городской микрорайон.

Все это радует глаз, соглашается ветеран. Но сердце его ностальгирует по прошлому. Наверняка, немало хороших воспоминаний, связанных с этим уголком столицы, сохранилось у многих бывших работников гражданской авиации.

– Очень хочется, чтобы была увековечена память авиаторов, которые когда-­то здесь трудились:  героев войны и труда, заслуженных работников транспорта, – поделился своими мыслями Петр Смыковский. – Как было бы здорово пройтись по улицам Работников гражданской авиации, Героев Советского Союза Владимира Орехова и Антона Алехновича, Героя Социалистического Труда Василия Ползунова или посетить Дворец культуры авиаторов.

Идея о сохранении в районе старого аэропорта кусочка авиационного прошлого представляется интересной и символичной, хотя уже не осуществимой в том формате, который видится ветерану. Но это – важное напоминание, что славные дела и поступки не должны забываться потомками.

Письмо Петра Смыковского внимательно изучили в Департаменте по авиации Минтранса. Консультант Геннадий Костюк, занимавшийся этим вопросом, отыскал в развитие темы немало положительных примеров того, как в столице увековечивается память авиаторов.

Во­-первых, в районе нового жилого комплекса пролегают улицы с названиями, напрямую связанными с авиацией, – Аэродромная и Валерия Чкалова. Во-­вторых, одна из станций строящейся третьей линии Минского метрополитена, которая будет проходить по территории комплекса, носит название «Аэродромная». В­-третьих, главная площадь «Минск Мира» именуется «Старый аэропорт». А в сквере по соседству находится памятник Герою Советского Союза летчику Тимофею Ромашкину, установленный в 1965 году.

Самое же важное – это трепетное отношение к зданию былого минского аэровокзала как к историко-архитектурной ценности. Оно было возведено в 1957­-м. Планируется, что с завершением строительства микрорайона здесь разместится музей гражданской авиации.

К слову, выставочная экспозиция аналогичной тематической направленности уже функционирует в средней школе № 226, которая находится на одной из улиц нового микрорайона – Николы Теслы. Здесь собраны макеты летательных аппаратов, комплекты формы и экипировки летного состава, авиационные приборы, литература о гражданской авиации. В здании учреждения образования установлен также мемориальный памятник-­бюст прославленному летчику Герою Советского Союза Валерию Чкалову. Кроме того, сформирован авиационный класс, где старшеклассники узнают об азах таких профессий, как бортпроводник, бортинженер, пилот, авиадиспетчер.

В непосредственной близости от площади «Старый аэропорт» продолжает свою деятельность одна из основных авиационных организаций страны – «Белаэронавигация».

– Таким образом, несмотря на закрытие аэропорта в центре города, сохранилось немало объектов, которые напоминают жителям и гостям столицы о героических страницах истории гражданской авиации и ее лучших традициях, – резюмирует Геннадий Костюк.

Историческая память – это то, что формирует и учит нас, позволяет осмыслить свое место во времени
и пространстве, помогает сохранить культурную и национальную идентичность. По словам выдающегося писателя современности Нгуги ва Тьонго, народ без памяти рискует потерять свою душу. В Департаменте по авиации заверяют, что работа по увековечению памяти тружеников отрасли, которые оставили достойный след в ее развитии, в том числе по присвоению улицам и площадям белорусских городов их имен, будет продолжена. И, возможно, у наших читателей, особенно старшего поколения, кто имеет большой опыт работы на воздушном транспорте, уже есть заслуживающие внимания идеи и предложения.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»