В этот раз на нем собрались представители не только всех автодоров, но и облдорстроев республики, а также ГП «БелдорНИИ», РУП «Белдорсвязь», РУП «Белдорцентр» и других организаций. В мероприятии принял участие первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Григорий Глазко.
Открылся семинар в Лиде. В своем выступлении начальник управления развития автомобильных дорог ГУАД Минтранса Леонид Зенкевич отметил, что в этом году состояние автодорог общего пользования значительно улучшилось по сравнению с прошлым. Так, количество ямочности уменьшилось практически в три раза, а критической – почти в пять раз. Этому способствовали увеличение объемов ремонтных работ и слаженная деятельность всех дорожных коллективов.
Поблагодарил дорожников за помощь, которую чувствуют все жители района, председатель Лидского райисполкома Александр Версоцкий. Напомним, что в этом году к 701-летию основания города введен в эксплуатацию новый участок объездной дороги Лиды от трассы М-11. Его протяженность составляет 4,3 км. В свою очередь генеральный директор РУП «Гродноавтодор» Валерий Венцкович отметил, что всем участникам предстоит проехать по дорогам, которые обслуживают пять филиалов предприятия, и дать оценку их работе, посетив при этом семь районов области.
На производственной базе ДЭУ № 55 г. Лида приехавшие на семинар ознакомились с условиями труда и отдыха работников управления. Ранее филиал арендовал производственные помещения. А в 2021-м за счет собственных средств РУП «Гродноавтодор» было построено административно-бытовое здание, год спустя – ремонтные мастерские. Особое внимание привлекла демонстрация техники для зимнего содержания автомобильных дорог. Вся – белорусского производства. Одно из недавних приобретений, еще не испытанных в работе, – автогрейдер «Амкодор Г-160». При покупке пескосолераспределительной техники «Гродноавтодор» интересует в первую очередь ширина обрабатываемой поверхности и скорость самого процесса.
– Заказываем производителю отвалы под наши условия на тракторы МТЗ-82, 1221, 3022 и на погрузчики – отвалы уширенные, что позволяет сокращать время на очистку дорог в снегопады, – пояснил начальник группы механизации энергетики РУП «Гродноавтодор» Игорь Дергачев. – Когда ширина полосы около 3,5 метра, то за один проход она будет очищена от снега. В отвалах – закругленная форма, и на скорости снег вылетает по инерции за обочину. Если же использовать прямой, то он лишь отодвигается.
Далее путь лежал в сторону Волковыска по трассам М-6, Р-51 Острино – Щучин – Волковыск, Р-50 Мосты – Зельва – Ружаны.
В 2019 году была завершена реконструкция магистрали Минск – Гродно. Интенсивность движения транспорта в районе Лиды – 7,5 тыс. автомобилей в сутки, при приближении к Гродно – 16 тысяч. Специалисты РУП «Гродноавтодор» поделились опытом содержания дороги после реконструкции. На всем ее протяжении разметка устроена термопластиком. На территории области в ходе реконструкции на разделительной полосе были обустроены порядка 104 км бетонного барьерного ограждения, и, к слову, это первый опыт применения его в таких масштабах. Использовались два способа. Сборные участки оборудованы на протяжении 62 км, монолитным ограждением – 42 км. Удалось улучшить видимость бетонного ограждения, что особенно важно в зимний период. РУП «Гродноавтодор» совместно с ГАИ определили экспериментальные участки, где установили дополнительные световозвращающие элементы. Опыт оказался успешным, поэтому его применили по всей длине бетонного ограждения.
На Р-51 принимающая сторона акцентировала внимание на содержании снегозадерживающих насаждений. У ДЭУ № 51 их – 79 км из 410-километровой обслуживаемой сети. На этой дороге – более 25 км. Дорожники вспомнили, как раньше стригли ели с помощью деревянных лестниц и секаторов. Тогда требовалось выполнить норму 70 метров за день. Сегодня два трактора МТЗ, осуществляя стрижку снегозадерживающей ели, проходят за такой же период километр.

В Волковыске ознакомились с производственной базой ДЭУ № 52 и материально-техническим оснащением предприятия для выполнения работ по ямочному ремонту в зимний период.
– Такие семинары очень нужны, ведь мы общаемся с коллегами, и каждый делится своими наработками, что помогает решать производственные вопросы, – отметил начальник ДЭУ № 25 РУП «Бреставтодор» Игорь Якимчик. Он в это время внимательно рассматривал фрезу для производства ямочного ремонта. Поделился, мол, хотелось бы и для своего ДЭУ, одного из самых оснащенных в Беларуси, такую же производительную и надежную. С генеральным директором предприятия они уже это обсуждали.
– Радует, что здесь присутствуют начальники филиалов, которые наглядно видят, что можно изменять, к чему стремиться. Ежемесячно проводим производственные советы с участием руководителей ДЭУ и главных инженеров. В этот раз соберем внеочередное совещание, где и обсудим все увиденное у гродненских коллег, – подчеркнул генеральный директор РУП «Гомельавтодор» Денис Ясько.
С интересом рассматривали присутствующие и небольшое простое приспособление, сделанное умельцами филиала. На него поднимаются водители самосвалов для удаления посторонних включений в смеси.
Начальник ДЭУ № 41 РУП «Гомельавтодор» Александр Поняков отметил безукоризненный порядок содержания производственных баз, автомобильных дорог, складов, что является важной составляющей успешной работы не только в зимних условиях.
На АБЗ «Колпаки» КУП «Гроднооблдорстрой» участники семинара ознакомились с современным асфальтобетонным заводом. Начальник филиала «Гроднодорожник» Владимир Король рассказал, что первая машина с оборудованием пришла в середине мая текущего года, а смонтировали установку за месяц. С тех пор выпущено более 70 тыс. тонн асфальтобетонов разных смесей. Производительность – 130 тонн в час.
Весь год на прорабском участке ДЭУ № 51 осуществляется заготовка материалов для обеспечения работ в летний и зимний периоды. Здесь перерабатывают щебень для устройства защитных слоев поверхностной обработки и по технологии «Сларри Сил», а также ведется заготовка песка, противогололедного материала ХФ-50, который в дальнейшем поставляется на производственные площадки для работы на дорогах. Поэтому первоочередное внимание уделяется санитарно-бытовым помещениям, условиям труда. Дорожники осмотрели территорию участка. Высоко оценили установку «Комдор», где происходит в определенной пропорции смешивание переработанного песка и галита марки Б, в результате чего получается противогололедный материал ХФ-50 для предотвращения образования зимней скользкости. На всех этапах заготовки проходят лабораторные испытания исходных материалов и получившейся смеси.
Активно готовятся в РУП «Гродноавтодор» к следующему сезону. В частности, ведется заготовка гранитного щебня.
– В текущем году использовано на 45 км поверхностной обработки 9,2 тыс. тонн щебня. Для следующего сезона мы уже получили более 2 тыс. тонн, – сообщил начальник ДЭУ № 51 Алексей Гусак. – Из карьера «Микашевичи» щебень фракции 5-20 поступает на станцию Аульс, на грохоте делим его на фракции, необходимые для поверхностной обработки и моем. После этого в строительный сезон везем его на дорогу.
Общие проблемы, особенности выполнения работ, новые подходы и технологии обсудили руководители и специалисты на пленарном заседании, которое завершало семинар. Прозвучали доклады о контроле за проездом ТКТС по автодорогам общего пользования и взаимодействии владельцев автодорог с Транспортной инспекцией (РУП «Белдорцентр»); о разработке и утверждении инженерных подготовок (РУП «Белдорцентр», РУП «Могилевавтодор»); об опытно-технологических работах по определению оптимального подхода к применению материалов для горизонтальной разметки на автомобильных дорогах (ГП «БелдорНИИ»); о перспективах применения технологии холодного ресайклинга с использованием цемента (ГП «Белгипродор», ГП «БелдорНИИ»). Кроме того, рассматривались возможности внедрения методов проектирования и испытания асфальтобетонных смесей, основанных на российском, американском, европейском опыте (ГП «БелдорНИИ», РУП «Бреставтодор»), а также текущее состояние элементов ИТС, участвующих в зимнем содержании республиканских автомобильных дорог и перспективы их дальнейшего развития (РУП «Белдорсвязь»).

В ходе пленарного заседания происходил очень активный обмен мнениями, который, несомненно, будет способствовать еще более эффективному обслуживанию дорог. В завершение первый заместитель министра Григорий Глазко оценил работу семинара как плодотворную и рассказал о планируемых ближайших нововведениях, в том числе при формировании работ по текущему ремонту, по подходу к дорогам с высокой интенсивностью движения.
Анатолий Лопатин, генеральный директор РУП «Могилевавтодор»:
– Семинар организован на высшем уровне, главное, есть что посмотреть, и можно сказать, что в Гродненской области республиканские дороги в своих конструктивах – лучшие в Беларуси.
Сергей Панченко, генеральный директор КУП «Брестоблдорстрой»:
– Широко охвачены практические вопросы. Очень впечатлил асфальтобетонный завод. Большое спасибо организаторам.
На пленарном заседании первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Григорий Глазко вручил знак отличия «Ганаровы дарожнiк» II степени заместителю председателя Гродненского облисполкома Андрею Жуку за высокий профессионализм, активное и эффективное содействие задачам, стоящим перед дорожным хозяйством. В свою очередь награжденный выразил уверенность, что благодаря нынешнему мероприятию многие дорожники получили знания и опыт, которые можно применить в дальнейшем.

Светлана СМОЛЕЙ, «ДБ»