Совет членов Ассоциации «БАМАП» в Гродно по обсуждению актуальных вопросов деятельности на рынке международных автоперевозок грузов завершил ряд аналогичных заседаний, которые традиционно проводятся во всех регионах перед общим итоговым собранием членов некоммерческого объединения.

Председатель Ассоциации «БАМАП» Николай Боровой отметил, что все предыдущие заседания были нацелены на поиск передового опыта с возможностью его применения другими. В нынешней ситуации, когда санкционный шлагбаум практически перекрыл пути в Западную Европу и национальные перевозчики осваивают новые направления доставки грузов, лучшая практика организации деятельности – полезное и нужное подспорье.
– Прошедшие встречи представителей деловых кругов, органов власти и управления, профильных ведомств для обсуждения важных тем, проблемных вопросов, путей преодоления барьеров – это новый импульс нашей общей и полезной работе по социально-экономическому развитию страны и вывозу экспортной продукции, – подчеркнул руководитель ассоциации.
По его словам, за минувший год экспорт транспортных услуг, который формирует половину объема всего экспорта услуг Беларуси, составил 4,5 млрд долларов США. Поступления от экспорта услуг грузового автомобильного транспорта увеличились почти на 16%, и для достижения досанкционного уровня осталось подняться на пять процентных шагов. Лепта перевозчиков Гродненского региона в общем показателе также значима, их объемное значение приросло на 9%. И итоги деятельности за первый квартал свидетельствуют о положительной динамике к такому же периоду прошлого года: экспорт услуг грузового автомобильного транспорта области прибавил 5%.
В то же время это единственный регион, где пока «раскачивается» процесс наращивания подвижного состава. Однако рост ключевых финансовых показателей говорит о повышении интенсивности и эффективности использования имеющихся транспортных средств, что позволяет сохранять трудовые коллективы – и это самая важная задача.
Директор представительства Ассоциации «БАМАП» в Гродно Евгений Яцукевич представил подробную информацию о деятельности перевозчиков региона, обратив внимание на то, что они оперативно перестроились в работе. Активизировались доставки грузов в направлении Турции, Грузии, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Ирана. Существенного роста фрахтовых ставок при осуществлении международных перевозок грузов не произошло. Что касается экспорта, то это в основном поставки в РФ – на них приходится около 80%. Ставки (в российских рублях) в этом направлении поднялись на 20–30%.
– Если в досанкционный период основным доходом (выручкой) являлись доставки по импорту, то сейчас все ровно наоборот, – отметил спикер. – При этом значительно возросли затраты, связанные с эксплуатацией транспортных средств. Зачастую не удается покрывать расходы на выполнение этих перевозок. Из-за низкой маржинальности снизилась конкурентоспособность. Рентабельность работы организаций по итогам прошлого года составила от 1 до 5%.
Количество выполненных доставок товаров и продукции в международном автомобильном сообщении увеличилось к уровню предыдущего календарного периода более чем на 6%, грузооборот – на 13%, объем перевезенных грузов – на 8%. Выручка от эксплуатации ТС, осуществляющих международные перевозки, прибавила 15%.
По словам Евгения Яцукевича, выросла доля импорта транспортных услуг, поскольку многие крупные товаропроизводители продают свою продукцию на условиях самовывоза. Кроме того, активно функционируют компании, созданные, например, в России белорусскими субъектами. В сегодняшних условиях, когда добавляются маршруты в Китай, Таджикистан, Турцию и другие страны, не все из ранее трудоустроившихся водителей соглашаются работать на этих направлениях. В то же время ведется активное взаимодействие с органами власти и областным Союзом нанимателей по увеличению роли отечественных автотранспортников в вывозе экспортной продукции белорусских товаропроизводителей.
Возможные варианты и перспективы сотрудничества Барановичского грузового центра транспортной логистики и автомобильных перевозчиков Гродненского региона в области международных и региональных доставок обрисовал начальник данного подразделения Виталий Русакевич. По его словам, предприятие придерживается стратегии взаимодействия и заинтересовано предложить клиенту услуги свои и перевозчика для завоза и вывоза товаров с терминала. На полигоне БГЦТЛ их – 12, все обеспечены площадками, складами, зонами временного и постоянного таможенного контроля.
О деятельности в современных условиях рассказал заместитель директора ООО «Юмбо-транс» – одного из лучших предприятий области, Сергей Михно. В том числе речь шла о сложностях с доставкой грузов из Западной Европы в Россию и Беларусь, которые по-прежнему составляют значительную долю в общем объеме перевозок, освоении альтернативных маршрутов в Турцию, Армению, Азербайджан, КНР. Также он поделился впечатлениями от взаимодействия с китайскими производителями грузовой техники.
Широкий спектр вопросов охватил в своем выступлении генеральный директор Ассоциации «БАМАП» Александр Карпук. В частности, сообщил о реализации предложений, озвученных на общих собраниях, региональных советах, заседаниях, способствующих улучшению условий хозяйствования.
О совершенствовании прохождения таможенного контроля, практике внедрения электронных видов таможенных операций проинформировал заместитель начальника отдела организации таможенного контроля Гродненской региональной таможни Денис Данилов. Начальник филиала Транспортной инспекции Сергей Предков остановился на аспектах контрольной деятельности в сфере автомобильных перевозок и основных выявленных нарушениях.
Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Михаил Оксенюк, принимавший участие в заседании регионального совета, обращаясь к присутствовавшим, сказал:
– Лучше самих перевозчиков проблемы сферы их деятельности никто не знает. Задача депутатского корпуса – стоять на страже интересов личности, общества и государства. Поэтому просьба: если видите, что какая-то норма закона не работает, представьте свои предложения, и дальше мы начнем действовать.
Разговор состоялся конструктивный. Вопросы обсуждались злободневные – по таможне, обновлению подвижного состава, перспективам работы на рынках. А обмен мнениями получился полезным для всех участвующих сторон.
Светлана СМОЛЕЙ, «ТВ»