После реконструкции открыто еще одно гидросооружение Днепровско-Бугского канала. Завершены все работы по обновлению и благоустройству гидроузла № 4 «Овзичи» РУЭСП «Днепробугводпуть».
Реконструкция, начиная с проектных работ, проводилась в течение 2021–2025 годов в рамках Государственной инвестиционной программы. На эти цели из республиканского бюджета выделили 9,97 млн рублей. В 2015-м была завершена реставрация западного участка водного пути, после чего специалисты приступили к обновлению восточной части Днепровско-Бугского канала. В целом за последние годы реконструировано более 85% гидросооружений предприятия.



– Канал играет особую роль в обеспечении регионального экологического равновесия на юго-западе страны и предупреждении чрезвычайных ситуаций, связанных с пропуском паводковых вод, сохраняя сложившееся равновесие уникального природного комплекса белорусского Полесья, – отметил исполняющий обязанности начальника отдела гидротехнических сооружений Антон Герцик. – Следуя выработанной стратегии развития, планомерно осваивая новые технологии, наше предприятие расширяет виды деятельности, перечень оказываемых услуг и выпускаемой продукции. В настоящее время это содержание водных путей и гидротехнических сооружений, широкий спектр строительно-монтажных и проектных работ, производство стройматериалов, выработка электроэнергии, туристическая деятельность. К слову, реконструкция гидроузлов ведется хозспособом.
Новый шлюз возле деревни Овзичи расположен в Ивановском районе Брестской области и является одним из пяти на восточном участке канала. «Новый» – не оговорка. Кроме русла, здесь изменилось практически все. Впрочем, и сам шлюз на пороге был углублен до трех метров.
– Реконструкция затронула все устройства: входную и выходную части судоходного шлюза и его камеру с общим благоустройством территории, – рассказывает начальник гидроузла Михаил Климович. – С момента постройки в 1939 году устои и камера были деревянными, сейчас они железобетонные. Кроме того, установлены новые ворота и машинные отделения, построено двухэтажное служебное здание с диспетчерской, а процесс шлюзования осуществляется в автоматическом режиме. Раньше он занимал 30–35 минут. Для открытия и закрытия судопропускник должен был переходить с одной головы шлюза на другую. Сейчас с учетом швартовки и выравнивания уровня воды на это затрачивается 15–17 минут. Операции открытия-закрытия ворот, шлюзования производятся с пульта управления.
Панорамные окна диспетчерской на втором этаже, а также камеры видеонаблюдения дают хороший обзор всего гидроузла и позволяют наблюдать за процессом, не выходя из здания. Кроме, конечно, швартовки. В ночное время отличная видимость создается благодаря осветительным мачтам.
Зачастую шлюзы сравнивают с порталами между двумя водными мирами. Чтобы попасть из одного в другой, необходимо миновать пространство между воротами, где происходит изменение уровня воды. В обиходе его называют камерой, а образно – «сердцем» шлюза, который выполняет роль лифта. Это завораживающее действо сравнимо с волшебством, за которым в реальности стоит тщательно спланированная и контролируемая операция, обеспечивающая безопасное и эффективное перемещение водного транспорта.
Различные тонкости процесса хорошо известны судопропускнику Василию Федоруку, который всю жизнь имел дело с техникой, а здесь трудится уже 20 лет. Чуть больше – Михаил Климович. После окончания в Пинске гидромелиоративного техникума ему в 1990-е пришлось попробовать себя в разных ролях. К своей специальности вернулся уже с 2000-х, гидроузел возглавляет 22 года:
– Бесперебойную работу обеспечивают пять человек, не считая электромеханика и начальника. С учетом модернизации в смену со всем справляется один судопропускник.
Оба не могут нарадоваться происходящим переменам, которые значительно улучшили качество и условия труда, в том числе благодаря автоматизации шлюзования и появлению благоустроенного служебного здания. Помимо диспетчерской, в нем также предусмотрены помещения для командировочного обслуживающего персонала. Территория гидроузла тоже преобразилась: обновлена плотина, вдоль шлюза и возле машинных отделений выложена тротуарная плитка, высажены березы, туи, которые гармонично сочетаются с оставшимися деревьями некогда посаженного здесь яблоневого сада.
Работы по реконструкции, к слову, выполнялись без ущерба для пропуска судов: в навигационный период эксплуатация объекта не прекращалась.
В настоящее время ведется реконструкция гидроузла № 5 «Ляховичи» в Дрогичинском районе Брестской области, входящего в каскад гидросооружений восточного участка Днепровско-Бугского канала. Обновление его гидросооружений должно сыграть немаловажную роль в увеличении количества пассажирских и грузовых перевозок в регионе. Реконструкция шлюзов позволяет улучшить судоходные условия на реках, обеспечивает экологическую безопасность прилегающих к акватории районов. С их помощью можно выравнивать уровень грунтовых вод, устранять последствия паводков, регулировать объем пресной воды.
Ольга ОРЛОВА, «ТВ». Фото автора