ЗАСО «ТАСК»

Подполье в рабочей спецовке

29 июня, 2024

В локомотивном депо Гомель свято чтут память о победителях и сохраняют историческую правду для будущих поколений.

Изображение использовано в качестве иллюстрации. Источник: rw.by

Особое внимание в комнате боевой и трудовой славы привлекает зал, где представлены экспозиции событий Великой Отечественной. На полках – книги, исторические документы, форменная одежда машинистов паровозов, старшего и среднего начальствующего состава того времени и многое другое. За каждым экспонатом – реальные судьбы людей, которые выстояли в годы военного лихолетья.

Именно о них нам рассказал заместитель начальника депо по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Алексей Середов:

– Говоря о работе гомельского подполья, нельзя не упомянуть потомственного железнодорожника Александра Брикса. В тяжелые дни Великой Отечественной он возглавил диверсионную группу на железнодорожном узле. Подпольщики стремились к главной цели – не дать противнику в полной мере использовать густую сеть железных дорог захваченных районов страны.

По заданию райкома партии бывший помощник машиниста Александр Брикс устроился в паровозное депо дежурным кочегаром. Он объединил вокруг себя стойких патриотов, стал привлекать их к подпольной работе. В группу вошли его брат Николай, работавший слесарем депо, кочегар Е.А. Емельянов, рабочий Е.И. Хомич и другие. Они выводили из строя паровозы, портили водопроводы, срывали графики ремонта локомотивов, проводили его некачественно.

– Наши диверсии начались с того, что мы насыпали в буксы и тендеры паровозов песок, рвали дышла. Все это выводило из строя машины, – вспоминал после войны Александр Тимофеевич. – По моей просьбе мастер депо создавал пробки на складе топлива, предоставлял негласные отпуска рабочим, в результате чего половина не выходила на работу. Это сдерживало отправку немецких эшелонов, идущих на фронт.

Группа особенно активизировалась с лета 1942-­го, когда через Петра Воронина была установлена связь с подпольным горкомом партии и подпольщики стали получать мины и взрывчатку. Они обшивали их мешковиной, обмазывали смолой и закладывали в уголь. Особое мужество проявил Александр Брикс, когда вместе с братом сжег склад горючих и смазочных материалов, взорвал четыре паровоза, два вагона бензина в бочках и идущий эшелон.

Александр Тимофеевич пользовался большим авторитетом среди товарищей. Во многих боевых операциях он воодушевлял их личным примером. Его группа также собирала сведения о воинских составах врага для фронта, характере грузов, размещении воинских частей. Все данные они передавали военной разведке группы «Сирень­316».

О деятельности подпольщиков на железнодорожном узле наглядно свидетельствуют секретные донесения железнодорожной дирекции Минска генеральной железнодорожной дирекции в Варшаве от 20 мая 1942 года. Там говорилось, что поезда, которые шли в сторону фронта, задерживались в Гомеле на 40–50 часов, а почти половина паровозов возвращалась назад, не доходя до станции назначения.

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТВ»