Для городского поселка Лельчицы Гомельщины нынешний год станет знаковым. Осенью здесь пройдет областной праздник тружеников села «Дожинки-2025». До того времени необходимо провести серьезную работу по капитальному и текущему ремонтам, модернизации и благоустройству многих объектов населенного пункта, в том числе улично-дорожной сети. Корреспондент «ТВ» решил на месте оценить масштабы большого преображения.

Первым делом отправляемся в местный исполнительный комитет, в здании которого также идет ремонт. О планах по подготовке городского поселка к «Дожинкам-2025» сообщил первый заместитель председателя Владимир Быстренко. Модернизация и благоустройство коснутся свыше 180 объектов населенного пункта и района. Серьезные работы начались еще в прошлом году, а весной возобновились. Задействованы более 200 специалистов предприятий и организаций области.
Немалый объем по улично-дорожной сети в основном возложен на ДЭУ № 42 РУП «Гомельавтодор» и ДРСУ № 153 КПРСУП «Гомельоблдорстрой».








– Силами специалистов ДЭУ производится текущий ремонт более 8 км республиканских дорог, которые примыкают к Лельчицам, – рассказывает первый зампред исполкома. – Параллельно занимаются содержанием сети района. Вдоль объездной, которую также приведут в порядок, будет оборудована велопешеходная дорожка и установлено новое освещение. ДРСУ № 153 осуществляет ремонт покрытия на улицах и благоустройство территории городского парка, где появятся детская и спортивная площадки. На помощь им пришли коллеги из других филиалов предприятия. Совместными усилиями сделаем наши Лельчицы еще краше и уютнее. Все основные работы необходимо завершить к 1 сентября.
У дорожников сейчас наблюдается аврал. Главный инженер ДРСУ № 153 Леонид Козаченко ввел в курс дел по восстановлению улично-дорожной сети. В частности, большой комплекс работ коснется улицы Ленина. На участке протяженностью 1,377 км устанавливается бортовой камень, производится доведение существующего продольного профиля к проектному с использованием дорожной фрезы и выравнивающего слоя.
– Помимо этого, устраиваются полосы разгона и торможения на пересечениях и примыканиях с прилегающими улицами и съездами, в результате чего получим практически на всем протяжении участка проезжую часть до четырех полос – по две в каждую сторону, – поясняет Леонид Александрович. – Затем будем укладывать более износостойкий слой асфальтобетона с применением резинобитумного вяжущего. Также обустраиваем новые и ремонтируем старые тротуары для пешеходов и пять остановочных пунктов, где площадки выполнены из брусчатого камня и гранитного борта. Такая конструкция позволит избежать деформации асфальта и образования колеи.
Протяженность объекта, который предстоит сделать, составляет порядка 4 км. Чуть более 2,5 км – там, где есть повреждения и неровности, будут выложены картами из асфальтобетона. И все покроют двойной поверхностной обработкой. На каждом объекте, включая автобусные остановки и тротуары, уложат тактильную плитку для лиц с ограниченными возможностями. Кроме того, установят километр перильного ограждения и 298 знаков. Весь объем планируют завершить к августу.
Еще семь объектов – в Лельчицком районе и три – в Ельском. Общая протяженность – порядка 43,1 км. Из них 13,3 км уже заасфальтировали. Это все в рамках текущего ремонта дорог. Где-то ведется подготовка под поверхностную обработку, где-то – чисто под асфальт.
Главный инженер ДРСУ № 153 отметил, что поддержку им оказывают другие филиалы «Гомельоблдорстроя». В частности, реконструкцией центральной площади занимается ДРСУ № 154 (г. Рогачев), кинотеатр и прилегающая территория – в ведении ДРСУ № 155 (г. Хойники) и № 115 (г. Чечерск). В парковой зоне работает ДРСУ № 186 (г. Мозырь), а на стоянке и площадке, которые примыкают к парку, трудятся специалисты ДРСУ № 207 (г. Светлогорск).
Очередной новинкой в городе станет кольцевое движение на центральной площади – в утренние и вечерние часы пик там всегда возникают заторы. Внутри появятся цветочницы, а по периметру планируется установить 64 гранитных болларда. Вся эта композиция будет одной из главных визитных карточек Лельчиц.
Большой объем предстоит выполнить в парковой зоне. Уже сегодня там работают представители ДРСУ № 186, которые занимаются укладкой тротуарной плитки на пешеходных дорожках. По словам Леонида Козаченко, центральную аллею выложат разноцветной плиткой с гранитными вставками. При входе уже установили большой гранитный камень весом около 20 тонн. На нем будет изображен герб Лельчиц и дата основания. Кроме того, на территории парка сделают детско-развлекательную площадку размером 84 на 30 метров с игровой и спортивной зонами. Еще одним интересным элементом здесь станет небольшая пешеходная уличная локация, вымощенная из различных видов гранитных изделий, где смогут представлять свои работы ремесленники во время ярмарок. Практически на каждом объекте применяются материалы из гранита щебеночного завода «Глушкевичи».
Проехав по Лельчицам вдоль и поперек, автор этих строк отметил для себя высокое качество покрытия. Даже на дворовых территориях не нашлось ни одной ямы или выбоины. Все дороги ровные, а значит, сделаны качественно. «Так в чем же секрет?» – обратились с вопросом к главному инженеру ДРСУ № 153.
– В свое время практически повсеместно сделали поверхностную обработку полотна. И на долгие годы забыли про ямочный ремонт, – констатирует наш собеседник. – Такая технология защищает асфальт от разрушения и минимум на 5–7 лет продлевает ему жизнь. В зависимости от количества слоев есть одинарная и двойная поверхностная обработка, при которой на нижнем слое используется более крупный щебень фракции 10–15 (10–20), а на верхний идет фракции 5–10. Всю эту работу выполняем благодаря технике, в единственном экземпляре на область имеющейся только в парке нашей организации. Это ремонтный поезд RZA-4000 для поверхностной обработки дорожного полотна, который одновременно выполняет две функции: розлив битумной эмульсии и россыпь щебня. Сегодня машина нарасхват у наших филиалов в регионе. И мы с радостью делимся с коллегами.
Большой объем работ в преддверии «Дожинок» выпал и на долю ДЭУ № 42 РУП «Гомельавтодор», во главе которого – настоящий профессионал своего дела Артур Бутько. Застать начальника управления в кабинете – сродни увидеть снег летом. Поэтому нашим гидом стал главный инженер Сергей Белоцкий. Но прежде несколько слов о самом филиале с 20-летней историей.
Сегодня это структурное подразделение принимает комплекс мер по сохранению и улучшению состояния автомобильных дорог. За предприятием закреплено свыше 300 км республиканского значения, которые простираются по Лельчицкому, Ельскому и Наровлянскому районам. И это не считая мостов и других сооружений. Словом, дел у них всегда хватает. А если учесть, что осенью райцентр станет столицей фестиваля-ярмарки тружеников села, то план заданий на текущий период заметно увеличился.
– Мы понимаем всю степень возложенной на нас ответственности, ведь от качества выполненной работы будет зависеть первое впечатление направляющихся в Лельчицы по дорогам республиканского значения, – уверяет Сергей Анатольевич. – Приложим максимум усилий, чтобы от Лельчицкого района у участников и гостей осталось только хорошее впечатление. В программе по текущему ремонту на нынешний год у нас значатся 15 объектов. На двух из них работы выполнены. Это касается устройства обочины на автодороге Туров – Лельчицы – Словечно (км 44 км – км 47), где произведено фрезерование и укрепление. Заменили и барьерное ограждение на мосту через реку Выгошу на Р-36 Мозырь – Лельчицы – Милошевичи – граница Украины (Глушковичи).
Решение о ремонте того или иного участка принимается на основе анализа экспертной комиссии, оценивающей состояние полотна и обустройства дорог. Плюс специалисты самого предприятия проводят ежегодные весенний и осенний осмотры. Такие меры позволяют в полной мере осуществить оценку для определения плана ремонта.
В Лельчицком районе многие дороги, получив двойную поверхностную обработку, находятся в хорошем состоянии, в чем корреспондент «ТВ» убедился лично. Единственное, на что следует обратить внимание, так это обновление разделительных линий. На нашу ремарку главный инженер ДЭУ пояснил:
– Нынче на Р-36 с помощью автомобиля «Шмель-11А», который имеется у нас, наносим горизонтальную разметку. К слову, «Гомельавтодор» регулярно проводит закупку новой техники для всех филиалов. Каждый год стараемся обновлять свой парк. К примеру, в текущем планируем приобрести МАЗ с пескораспределителем, а также погрузчик «Амкодор», что позволит нам ускорить время и улучшить качество очистки дорог в зимний период.
За разговором о специфике работы предприятия, мы преодолели порядка 25 км по Р-36 в сторону Мозыря, чтобы посмотреть, как в Лельчицком районе трудится одна из бригад ДЭУ № 42. Сергей Белоцкий поведал, что в рамках комплекса мер по повышению безопасности движения «Добрая дорога» на трассе Мозырь – Лельчицы – Милошевичи – граница Украины (Глушковичи) производится устройство двух остановок с автопавильонами, которые дополнят две уже существующие – местным жителям станет намного удобнее добираться до ближайшего райцентра.
Рассказал главный инженер и о других объектах, на которых в этом году будут заняты их специалисты. В частности, на направлениях Ельск – Наровля и Туров – Лельчицы – Словечно проведут двойную поверхностную обработку. Помимо этого, уже приступили к демонтажным работам на мосту через канал по Р-126 Ельск – Наровля.
Текущий ремонт с заменой асфальтобетонного покрытия будет осуществлен на четырехкилометровом участке Ельск – Махновичи. Там же укрепят обочины и устроят автобусную остановку с автопавильоном.
Надо сказать, что весь объем сделать в одиночку очень сложно, поэтому всегда плечо поддержки подставляют коллеги из других дорожно-строительных организаций области.
– Выполнить план мероприятий качественно и в срок нам помогают коллеги из ДСТ № 2, г. Гомель, а также его структурных подразделений – ДСУ № 10 (г. Калинковичи) и № 21 (г. Житковичи). За что весьма им признательны, – подчеркивает наш собеседник.
Помимо ремонта полотна и нанесения разметки, специалисты филиала уделяют большое внимание содержанию. Сюда включены такие виды работ, как окоска придорожных полос, покраска стоек мостов, профилирование и грейдирование обочин, установка и замена знаков, уборка мусора вдоль проезжей части и в местах стоянок и остановок.
Сергей БОРОВИК, «ДБ»