Кого-кого, а перевозчиков большегрузов нынешнее жаркое белорусское лето уж точно не особо порадовало. Мало того что с 25 мая по 31 августа на республиканских автомобильных дорогах (их участках) с асфальтобетонным покрытием с 11.00 до 20.00 включительно при дневной температуре воздуха выше 25 °С допускалась максимальная нагрузка на одиночную ось не более 6 тонн. Так еще в Гомельской и Могилевской областях ограничения продлили до 10 сентября, Витебской – до 12-го, Минской и Брестской – до 16-го, Гродненской – до 15-го.
Сотрудники Транспортной инспекции неустанно следили за соблюдением установленных требований. Как это происходило и каковы итоги – прокомментировали в филиале ТИ по Гродненской области. Мы беседуем с начальником регионального отдела весогабаритного контроля в Гродно Александром Виницким.
– Александр Валерьевич, какая подготовка обычно ведется перед проведением рейдовых мероприятий?
– На территории области действует один передвижной пост весогабаритного контроля, основной экипаж которого представлен сотрудниками, отработавшими в этой сфере порядка 10–15 лет. Периодически в пиковые нагрузки подключался региональный отдел контроля автомобильного транспорта в Гродно. Мы изучали прогнозы погоды и, исходя из полученной информации, смещали график: выезжали во вторую и третью смены, чтобы охватить наибольший период действия ограничений. Учитывали, в каких районах предполагается максимальное повышение температуры. Проверяли также сообщения от неравнодушных граждан. Например, человек звонит и рассказывает, что на дорогу недавно уложили новый асфальт, а по ней уже передвигаются многотонные машины. Следует отметить, что не всегда полученная информация подтверждается.
– Расширилась ли в этом году контролируемая филиалом дорожная сеть?
– Нет, протяженность республиканских дорог, на которых действуют ограничения, не изменилась по сравнению с прошлым годом, а в отношении местной сети принималось решение ограничить нагрузки на ось на самых проблемных участках. Таких примерно два-три в каждом административном районе области, что существенно меньше по сравнению с предыдущим периодом.
– Каким участкам дорог уделялось повышенное внимание?
– Прежде всего, изучали обстановку там, где производятся строительные работы либо идет поток машин со складов, из карьеров. Такие повреждения, как колейность и просадка покрытия, происходят в период действия температурного режима. Поэтому нашей основной задачей было не допустить разрушения дорог, так как стоимость их ремонта и строительства новых очень высокая, а штрафные санкции, выставляемые Транспортной инспекцией, не возмещают материальный ущерб в полном объеме.
– Спорные моменты возникают во время взвешивания?
– Чаще всего водитель не согласен с показаниями температуры, ссылаясь на свой термометр в машине, мол, поэтому и выехал в рейс. На самом деле он должен руководствоваться данными республиканских сайтов, дорожных станций, где указана фактическая температура воздуха. Лучше заранее спланировать поездку, предварительно изучив прогноз погоды.
– Что показал нынешний летний сезон ограничения нагрузок на оси?
– Выявлено порядка десяти нарушений. По сравнению с прошлыми годами их заметно меньше. Глядя на то, как отстаивались транспортные средства в период повышения температуры, можно сделать вывод, что наши перевозчики и водители стали более ответственно подходить к этому вопросу. На предприятиях сейчас уделяют больше внимания графикам рабочего времени. Например, лесхозы начинали работать с четырех-пяти утра, чтобы завершить доставки до начала действия ограничений. Таким же образом подстраиваются строители. Наши труды и старания не прошли зря, определенный порядок наведен.
– Основные причины нарушений?
– Невнимательность водителя, поскольку он старается успеть сделать больше рейсов. Но были случаи, когда на него оказывалось давление со стороны организации, а по итогу на него же и перекладывали вину и ответственность.
Некоторым видам транспортных средств нежелательно выезжать на дороги в период действия высоких температур, так как сложно загрузить строго определенное количество сыпучего материала без взвешивания. Поэтому лучше осуществлять доставку в те периоды, когда температура по прогнозу ниже 25 градусов.
Если в период действия ограничений водитель осуществляет перевозку, не имея специального разрешения, то он несет административную ответственность по статье 18.37 КоАП, санкция которой – от пяти до 50 базовых величин. В свою очередь, организации (перевозчику) в зависимости от ряда факторов рассчитывается плата за проезд с нарушением установленного порядка движения для компенсации нанесенного ущерба. Учитывается, сколько километров проехал автомобиль, на какой процент превысил допустимую нагрузку на ось и многое другое. При этом верхний предел денежного взыскания не установлен.
Призываю перевозчиков не нарушать установленные требования, ответственно относиться к выездам на линию и степени загрузки машины. Тогда и проблем не будет, и дороги останутся целыми и невредимыми.
Светлана СМОЛЕЙ, «ТВ»