ЗАСО «ТАСК»

По «золотому кольцу» Ошмянщины

10 февраля, 2025

В 2023 году ДЭУ № 57 отмечало 25-летний юбилей в своем нынешнем статусе. Истоки же предприятия уходят в тот период, когда страна поднималась из руин и наземные пути сообщения в этом процессе играли исключительно важную роль. Посему если вести отсчет от дорожно-эксплуатационного участка № 833, созданного в начале 1945-го, то получается ровно 80 лет. Данный факт относит организацию к одной из старейших в сфере обслуживания и строительства дорог в Ошмянском районе.

Укрепление обочин на Р-95 Лынтупы – Свирь – Сморгонь – Крево – Гольшаны, км 47

Авторитет руководителя строится не столько на локальных документах и корпоративной этике, сколько на его умении коммуницировать с коллективом. Как в случае с Андреем Свило, начальником ДЭУ № 57. Поначалу выбор профессии инженера-строителя вряд ли был осознанным, скорее рациональным. Прежде чем получить соответствующее образование в БНТУ на факультете транспортных коммуникаций, он пришел в сморгонское ДРСУ № 134 простым дорожным рабочим. Полгода вполне хватило, чтобы определиться с будущей специальностью.

Студенческие годы вспоминает с трепетной теплотой. С товарищами по учебе пересекается и сегодня: одни трудятся в ДЭУ, другие – в ДРСУ.

– В ту пору мы нанимались грузчиками, зарабатывали так, что полностью переходили на собственное обеспечение. Еще тогда у меня сформировалось убеждение, что не имеет только тот, кто не прилагает усилий.

В армию на два года в инженерно-саперный батальон как офицер запаса Андрей Свило ушел из ДРСУ № 134, куда его распределили после учебы, поскольку именно от этой организации получал направление. По окончании службы география мест работы была достаточно обширной: УКС в Минске, «Гродноавтодор», ЖКХ родной Сморгони. В 2014-м пригласили в ДЭУ г. Ошмяны главным инженером, а спустя пять лет стал руководителем предприятия.

– На начало текущего года мы располагаем четырьмя линейными дорожными дистанциями, зона обслуживания и содержания включает 399,532 км республиканских автомобильных дорог с покрытием из асфальтобетона. Эти магистрали, соединяющие административные центры, проходят через Ошмянский, Островецкий и Сморгонский районы, – обозначил границы ответственности ДЭУ № 57 Андрей Свило.

На развитие, капитальный и текущий ремонты, а также содержание дорог в 2024-м затрачено 20,537 млн рублей, введены в эксплуатацию участки общей протяженностью 54,203 км.

За счет средств предприятия в 2024 году приобретены МАЗ-5340 (автогудронатор) АРБ-8, навесное оборудование, косилки, вилы грузовые к «Амкодор-342», средства малой механизации, проведена модернизация разметочной машины.

136,6% составил рост производительности труда в прошлом году по сравнению с предыдущим. Среднемесячная заработная плата прибавила 127,2%.


Среди специалистов коллектива, численность которого немного за сотню, есть место всем добросовестно выполняющим порученное дело. Те, кто сердцем прикипает к дорожной романтике, остаются надолго. Когда изнуряющий труд требует больших физических усилий, а рабочий график чрезвычайно подвижен, без преданности сложно удержаться.

Водитель 20-тонного МАЗа Виталий Гриневский – вот уже 12 лет в ошмянском ДЭУ. Трудовой путь начинал в ДСУ № 28 дорожным рабочим. Затем, имея на руках права тракториста, повысил квалификацию до машиниста катка на курсах в Минске. Нынешняя работа по душе. Перевозка асфальта, щебня, отсыпка обочин – летом, зимой – расчистка и посыпка дорожного покрытия, доставка галита с железнодорожной станции и песка от ГСЗ «Боруны». Свободное время проецирует сродни профессиональной стезе – увлекается реставрацией автомобилей.

Без подсчетов в сфере, где единицами измерения выступают кубометры, тонны и километры, а освоение средств исчисляется миллионами рублей, не обойтись. В ДЭУ № 57 отдел бухучета возглавляет Валентина Мигун, которая в дорожном хозяйстве отработала полных 40 лет. За мужем переехала в Ошмяны и устроилась в ДРСУ № 190 бухгалтером на время декретного отпуска другого специалиста, да так и задержалась на долгие годы. А когда местное ДРСУ объединили с островецким, перешла работать в ДЭУ № 57, где за 10 лет уже настолько сжилась с коллективом, что, как говорит сама, приросла душой.

Валентина Мигун (на переднем плане) с коллегами Александрой Войкель и Татьяной Гедревич

В 2023-м, когда отмечали юбилей головного предприятия – РУП «Гродноавтодор», начальнику отдела бухучета вручили нагрудный знак отличия Министерства транспорта и коммуникаций «Ганаровы дарожнiк Беларусi» II степени. Чуть раньше заслуги Валентины Мигун в отрасли были отмечены грамотой.

– Все экономические показатели, исчисление налогов, составление отчетов, включая статистические, подведение балансов – ответственность отдела. ДЭУ повышает квалификацию наших сотрудников, – делится будничными моментами собеседница. – Наша деятельность не ограничена работой в четырех стенах. По мере необходимости выезжаем на линейные дорожные дистанции в различные периоды. Обращаем внимание на поддержание порядка на территориях, проверяем состояние техники, следим за выполнением норм по хранению противогололедных материалов. Проводим как запланированную, так и внеплановую инвентаризацию. Также выписываем спецодежду, обувь, моющие средства. Время от времени рабочему в связи со спецификой задач может потребоваться досрочная замена костюма. Такое иногда случается при взаимодействии с битумом.

– Наш профсоюз держит руку на пульсе работников в прямом смысле, – улыбается Валентина Мигун. – Недавно все желающие могли три дня оздоровиться в санатории «Белорусочка», что в Ждановичах под Минском.

Глава отдела бухучета когда-то лелеяла мечту о преподавательской работе в сфере языкознания, но по наитию нашла себя в другой области. Теперь даже не представляет иной жизни. Определенно, цифры и проценты, которые невероятно дисциплинируют и взращивают чувство ответственности, – это ее.

Ольга Станилко (на фото – в центре), начальник планово-производственного отдела (ППО), продолжила дело отца Геннадия Витковского, отдавшего 50 лет жизни дорогам страны и ДРСУ № 190. В его послужном списке – нагрудный знак отличия Министерства транспорта и коммуникаций «Ганаровы дарожнiк Беларусi» II степени. Значимость профессии отца Ольга осознала еще в раннем возрасте, поэтому о будущем месте работы не задумывалась, а просто подготавливала теоретическую базу и определялась с направлением. Получив образование на факультете транспортных коммуникаций в БНТУ, вступила в ряды дорожников. Ежедневно на протяжении двух десятков лет она раз за разом убеждается, что не ошиблась с выбором. С отцом успела поработать около пяти лет до его выхода на заслуженный отдых.

– У нас начальник не диктует условия единолично, а прислушивается к мнению специалистов, рассматривая возможные варианты, и только потом принимает решение. Поэтому работать легко. И дело спорится. Наш отдел переводит процессы, которые происходят на предприятии, в денежный эквивалент, что позволяет оценивать общую финансовую картину в реальном времени и поддерживать баланс в соответствии с планами, – раскрывает детали экономического прогнозирования производственно-хозяйственной деятельности ДЭУ Ольга Станилко.

2020-й для предприятия ознаменовался тем, что последняя гравийная дорога республиканского значения протяженностью 8,155 км была переведена в асфальтобетонную.

– Дорога как человек. У каждой имеется паспорт. И как только что-то меняется в конфигурации транспортной артерии, наступает момент смены устаревшего документа на новый. Существует и плановая процедура раз в 10 лет, – поясняет нюансы документооборота начальник ППО.

Лучшей рекламой продукции всегда служит ее использование производителем. Ольга Станилко проводит за рулем много времени. Она не просто преодолевает расстояния, достигая конечной цели, а вбирает в себя всю возможную информацию, которой богаты природа и культура вблизи республиканских дорог на территории обслуживания ДЭУ № 57. А это настоящее «золотое кольцо», которое образуют транспортные артерии М-7, Р-45, Р-48 и Р-95, с достопримечательностями, заслуживающими внимания каждого неравнодушного к истории своей земли белоруса.

Так, двигаясь по Р-95, можно побывать в Тюпишках – геодезическом пункте дуги Струве и заглянуть в расположенный по соседству Гольшанский замок, который даже в руинах, на перекрестье Р-95 и Р-48, продолжает впечатлять неравнодушных к творчеству Владимира Короткевича.

Примерно на км 90 дороги Р-95 расположено еще одно древнее строение – Кревский замок. А в самом начале этой же республиканской дороги дух захватывают красоты озера Свирь – райского местечка для любителей рыбной ловли, которое расположилось вдоль трассы.

Вблизи М-7 тоже есть уникальный природный уголок для паломничества незамужних барышень, мечтающих о суженом, – Невестин Камень.

С дорог Р-52 и Р-48, проехав чуть вглубь агрогородка Гервяты, попадаешь прямиком в костел Святой Троицы, который построен на рубеже XX века.

Ну а Залесье с его усадьбой Огинского станет доступным с Р-106. Отличное место, чтобы на одном из балов, которые уже вошли в традицию этого музея, оживляющего предания старины глубокой, потерять туфельку для принца, а потом здесь же сочетаться браком. И если суммировать все вышеперечисленное, то ДЭУ № 57 волею судеб является счастливым обладателем «золотого кольца» с его туристической ценностью и культурной значимостью.

За техническую часть в ДЭУ № 57 отвечает Мечеслав Бернацкий – начальник отдела механизации и энергетики. Родился в деревне Селищи, что на Воложинщине. Окончил Белорусский институт механизации сельского хозяйства, где получил профессию механика. Первоначальный опыт приобретал в колхозе «Витебский рабочий» Лиозненского района в должности главного инженера.

Затем семьей переехали в Ошмяны на Гродненщине, где в колхозе «Ясная поляна» был заведующим мастерскими. А в 2006-м перешел в ДЭУ № 57.

– Ответственности только прибавляется, – отмечает Мечеслав Бернацкий. Со стороны полагают, что если зимой нет снега, то у дорожников и заботы никакой. Но теперешняя погода еще опаснее – не знаешь, когда ожидать гололеда, очень уж внезапное явление с большими рисками и серьезными последствиями. Однако мы стоим на страже безопасности: если сравнивать два минувших года, то количество ДТП снизилось на пять случаев, число раненых – на восемь человек, погибших – на одного.

Кадрами с возложением обязанностей секретаря занимается Мария Пашковская. На предприятии человек она относительно новый – трудится здесь с сентября 2020-го. Хотя опыт у нее солидный – более четверти века. По образованию бухгалтер, но так уж сложилось, что первое место работы в колхозе в Раковцах на должности секретаря определило ее дальнейшее амплуа.

– Окончила ошмянский техникум и попала по распределению в колхоз. Муж музыкант, аккомпаниатор. Работает в клубе с ансамблем народной песни «Жытніца». У нас с супругом, несмотря на различие специальностей, цели идентичные – чтобы в коллективном хоре не было фальшивых голосов. В ДЭУ, кстати, почти все молодые специалисты аттестованы. Так что кадровые перспективы многообещающие, – дает оптимистический прогноз Мария Пашковская.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Стоит объединить приятное с полезным и оценить качество белорусских дорог в совокупности с изучением достопримечательностей, проехав на досуге по «золотому кольцу» ошмянского ДЭУ.

Светлана ЯРОШЕВИЧ, «ДБ»