ЗАСО «ТАСК»

По имени Лида

26 февраля, 2025

Есть станции, которые становятся частью твоей жизни постепенно, буднично сопровождая день ото дня. А есть те, что западают в душу с первого взгляда, закрепляя неотступное желание вернуться. И не разберешь: это из-за мелодичного голоса дежурного в эфире или звенящего перебора уносящихся вдаль поездов. Станция Лида, пожалуй, относится ко второй категории. Даже если не брать в расчет, что за два года, с 2017 по 2019-й, в республиканском смотре санитарного состояния и благоустройства вокзалов здешний причал подвижных составов поднялся со второго места на первое, мнение пассажиров неоспоримо, потому что для них, собственно, все и затевается. Они – главное жюри в оценке комфорта и сервиса.

Без сомнения, на вокзале в Лиде витает некий дух архаики века эдак девятнадцатого, несмотря на современный антураж. Может быть, все дело – в крытой платформе а-ля дебаркадер с белыми бутонами фонарей эпохи Алексея Вронского или в слуховых чердачных окошках… Как бы там ни было, но случайная промежуточная станция Лида на маршруте корреспондента «ТВ» обязала возобновить знакомство, дабы исключить поверхностный взгляд и составить должное впечатление.

В просторный зал ожидания на вокзале можно попасть как с центрального входа, так и напрямую с перрона. До прибытия поезда нашей собеседницей стала энергичная пожилая женщина, обратившаяся с просьбой помочь настроить Wi-Fi. Слово за слово, и узнаем, что она из столицы России:

– Уже 12 лет езжу в санаторий здоровье поправлять. В Москве преподаю государственное управление. У вас люди очень душевные и гостеприимные, темп жизни не такой пугающе-скоростной. Душой отдыхаю от суеты мегаполиса.

После объявления поезда наши дороги разошлись. Но неожиданно на перроне случилось новое знакомство – с группой весьма смуглых черноволосых девушек, спросивших, где останавливается состав Гродно – Минск. Подсказав, задала встречный вопрос:

– А вы откуда?

– Из Шри-Ланки. Учимся на докторов. Нам очень нравится здесь. Ехать хорошо: удобные и чистые поезда, все добрые, приветливые, – улыбаясь, ответила самая бойкая.

Вроде бы две мимолетные встречи-расставания, но обе – с положительными отзывами из разных концов света и о белорусах, и о стране. Произошли они раньше, когда автор этих строк ехала обычным пассажиром. Но вернуться сюда в качестве корреспондента транспортной газеты стало идеей фикс…

Час икс настал. Станция Лида позволила заглянуть за дверь служебного входа с условием открыть миру людей, для которых благополучие пассажиров и тех, кто оказывается здесь волею случая, – ежедневная обязанность. В молодые годы, когда время понукает определиться с выбором профессии, а человек еще не созрел для этого, спонтанно идешь вслед за ровесниками. Вероника Петрукевич, заместитель начальника станции по оперативной работе, закончив школу с отличием, решила посвятить себя технологиям легкой промышленности и поступила в барановичский колледж, в летописи которого стала одной из лучших выпускниц.

Однако судьба повела по жизни иными путями. Не будем вдаваться во все перипетии, но так сложилось, что на семейном совете отец, работавший на железной дороге слесарем локомотивного депо, порекомендовал дочери попробовать свои силы в его сфере, потому что здесь без хлеба точно не останешься. И девушка решилась.

Отличница и медалистка не посчитала зазорным начать, как говорится, с самых низов. Всего четыре месяца руководителю хватило, чтобы понять: новенькая может выполнять более квалифицированный труд. Следующей ступенью стала должность оператора станционного технологического центра, где требовались коммуникативные навыки для прямого взаимодействия с движенцами и ответственность. Чтобы развиваться профессионально, поступила в БелГУТ на заочное отделение. По окончании вуза ей доверили работу оператора поста централизации. Прошел год, и назначили дежурным по станции Лида.

– В этой должности «задержалась» пять лет, правда, с перерывом, успев поработать инженером по безопасности. Поступила в Академию управления при Президенте Республики Беларусь и через три года завершила курс обучения. Обязанности заместителя начальника станции по оперативной работе на меня возложены с 2022 года, – рассказывает о виражах своего карьерного роста Вероника Петрукевич. – Я из обычной семьи, где звезд с неба не хватали. Жили в деревне Тарново, что в Лидском районе.

Весь труд сельчан испытан и изучен мною досконально, вплоть до мозолей на руках. Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать с позиции опыта, что не поменяла бы железную дорогу ни на что другое. Когда ты надеваешь синюю форму, то принимаешь определенный образ жизни, где нет места сантиментам. Организовать бесперебойную работу коллектива – непростая задача. Здесь важно соблюдать баланс оценки и дисциплины, чтобы люди ощущали себя востребованными и важными на своем месте. Этот дух, как огонек лампады, должен гореть в постоянном режиме: быть нужным – одна из базовых потребностей каждого человека в любой сфере деятельности.

Нельзя изъять из поезда какой-либо вагон без ущерба для пассажиров, если билеты уже раскуплены. Такая же взаимосвязь и между звеньями специалистов на железной дороге. Дежурный по станции отвечает за маршрут, маневровый диспетчер доводит план работы, оператор СТЦ следит за правильным формированием вагонов… В этой связке не должен случаться сбой.

– Чтобы люди понимали, что их усилия замечены и отмечены, нахожу время на личное взаимодействие. Помогают этому и ежедневные планерки, и квартальные семинары. А дальше уже в самостоятельном режиме, – отвечает наша собеседница на вопрос о методах сплочения коллектива. – Я ведь из многодетной семьи, где родителям нужно было следить не только за детьми, но и за большим хозяйством. Среда сформировала во мне навык преодоления трудностей с минимумом вмешательства извне. Возможно, характер закалил и спорт – легкая атлетика. Мама поставила условие, если я буду отставать в учебе, то о тренировках могу забыть. Поэтому уже в классе седьмом сосредоточилась на самообразовании: на двухнедельные сборы брала книги и тетради и усиленно штудировала школьную программу. Уже тогда пришло понимание, что в жизни само ничего не придет и зона ответственности в настоящем определяет достижения в будущем.

Целеустремленность Вероники Петрукевич проявлялась даже в том, что на протяжении десяти лет, пока не переехала в Лиду на постоянное место жительства, она пешком ходила из родной деревни до остановочного пункта Белогруда, а это около трех километров, чтобы добираться на работу.

– Самое мое большое достижение – воспитание сына. Он – мое вдохновение. Первые заработанные деньги потратил не на собственные нужды, а отвез бабушку и дедушку на отдых в Абхазию на две недели. А теперь мой мальчик – уже полноценный добытчик, настоящий мужчина. Картины, что вы видите на стене в моем кабинете, – его работа. В качестве основы – металл. Эффект подобного способа печати удивительный, – делится Вероника Петрукевич своей радостью за наследника. И пусть сын не трудится на железной дороге, как дедушка и мама, но поезда на его картинах завораживают своим реализмом.

Маму Татьяны Ерощенковой (в девичестве – Шейбак) на станции Лида помнят до сих пор как отличного специалиста и доброй души человека, хотя с момента ее ухода на заслуженный отдых прошло более десяти лет. Впрочем, она оставила молодую смену – дочь, которая успела перенять ее опыт и стала инспектором по оформлению и выдаче служебных билетов и транспортных требований. К слову, действующий начальник вокзала Кристина Букато причисляет себя к ученицам Ирины Вацлавовны Шейбак.

Татьяна окончила колледж в Гродно в 2004-м, отучившись на бухгалтера, а затем достигла уровня экономиста в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы. С 1 января 2005 года устроилась на стальную магистраль агентом по передаче грузов – с подачи мамы, которая и привела дочь в отдел кадров.

– Так я получила свое первое рабочее место. Бодрствовать ночью казалось непривычным, но после нескольких смен вошла в колею. Затем сотрудница, выполнявшая обязанности инспектора, уходила на заслуженный отдых, и срочно потребовалась замена. Вакансия не предполагала ночных смен в отличие от деятельности агента, что меня сразу же привлекло, – коротко поведала Татьяна о своих трудовых шагах.

Девочкой она грезила о работе на вокзале – любовалась маминой формой старшего билетного кассира и воображала себя в ее костюме. Но страсть к математике оказалась сильнее детской мечты. Только вот железная дорога и не думала сдаваться, а дипломатично предложила компромисс: знания экономиста очень пригодились для понимания специфики работы инспектора.

Дежурный помощник начальника вокзала Ирина Чилеко, возможно, до сих пор благополучно бы проживала в деревне Каменчане, что в Ивьевском районе, если бы не ровесница, которая на летние каникулы приезжала из Беняконей к своим родственникам. От подруги Ирина и узнала о Вильнюсском железнодорожном училище, куда та собиралась поступать. Сложилось, как в поговорке: с кем поведешься…

И все же, окончив учебное заведение, в Литве надолго не задержалась. Отработав положенное дежурным по станции, приехала в Лиду молодым квалифицированным специалистом в 1990-м и устроилась билетным кассиром, а в 2006-м «подросла» по службе. Вот уже 18 лет как трудится в нынешней должности:

– Через полтора года подходит срок выхода на пенсию. Всю жизнь отдала железной дороге и не могу даже представить себя в другой профессии. Хоть я выбрала профиль управления движением поездов, но очень уж хотелось общения, выходить на прямой контакт с пассажирами. Поэтому специфика работы кассира ювелирно вписывалась в картину моих представлений об идеальной профессии. Стабильность существования стальной магистрали ни у кого не вызывает сомнений, ведь это один из самых выгодных и доступных способов доставки грузов и пассажиров.

Муж Ирины Викторовны тоже отработал немало на железной дороге – 20 лет, но потом сменил синюю форму на мастерок и каску: ушел в строительство. И есть об этом сожаление, но время вспять не повернешь. А потому вся надежда на внуков – бабушкину радость. Любят они приходить на станцию Лида, чтобы посмотреть на поезда. Загадывать еще рано, но Ирина Чилеко не исключает, что кто-то из них в один прекрасный момент оставит пост наблюдателя, чтобы занять место машиниста.

smart

– В круг моих служебных задач входит обязанность встречать и провожать поезда. Слежу, чтобы все пассажиры успели осуществить посадку и высадку. Контролирую работу билетных касс. Наблюдаю за поддержанием порядка на вокзале. Провожу ежедневный инструктаж, в том числе в индивидуальном порядке. Также вы не могли не заметить табличку с номерами телефонов, по которым люди с особыми потребностями могут позвонить в случае каких бы то ни было затруднений. На вокзале есть инвалидная коляска, которую мы при необходимости предоставляем. И это далеко не все, что вменяется успеть за день, – приоткрыла свой рабочий график наша собеседница.

А сколько их еще, добросовестных и скромных, в сфере обслуживания железной дороги – тех, кто считает долгом чести днем и ночью поддерживать исправную работу многочисленных звеньев в цепочке безопасности. Тех, кто обеспечивает нас, пассажиров, возможностью преодолевать сотни километров пути в тепле, уюте и комфорте большой коммунальной квартиры под названием «поезд». Силу магнитного поля рельсов и шпал исключать никак нельзя. Практика показывает, что все, кто попадает в зону притяжения стальной магистрали, становятся заложниками любви к ее романтике.

Светлана ЯРОШЕВИЧ, «ТВ»