Пассажирских перевозчиков ныне можно разделить на две категории: «регуляры» и «нерегуляры». Первые работают в соответствии с действующим законодательством: заключают обязательства с оператором и получают карточку маршрута. Вторые же пользуются лазейкой под видом организованной доставки группы лиц с целью туризма, гостей к месту проведения праздника и так далее. Они составляют конкуренцию законопослушным перевозчикам. Причем недобросовестную, часто подбирая пассажиров за 10–15 минут до прибытия по расписанию регулярных.


Одно из самых популярных направлений пассажирских перевозок – сообщение со столицей. Число индивидуальных предпринимателей, работающих по маршруту Могилев – Минск – Могилев, довольно внушительное – практически каждые полчаса отправляется маршрутка. Но количество не равно качеству. Жалоб хватает: не выдали билет, не забрали с нужной остановки, нагрубили. А иногда и вовсе техническое состояние транспортного средства вызывает вопросы.
Так, на пути в Могилев маршрутное такси совершило вынужденную остановку в районе Березино, пассажиров пересадили в другой микроавтобус. Причиной стала техническая неполадка. Водитель объяснил: мол, по приказу руководства исправная машина отправилась в Минск, а неисправная с пассажирами – в областной центр. Кстати, после проверок филиалом Транспортной инспекции по Могилевской области оказалось, что индивидуальный предприниматель – владелец транспортного средства работает еще по нескольким направлениям и осуществляет скрытые регулярные перевозки под видом нерегулярных. Водитель одной из его машин на маршруте Быхов – Могилев выдавал за наличный расчет билеты пассажирам, которых подбирал по пути следования. Несмотря на факты, свидетельствующие о регулярности, он утверждал об осуществлении перевозки организованной группы людей. Те в свою очередь сообщили, что бронировали места на сайте или через приложение одного известного агрегатора.
Конкуренция в сфере перевозок пассажиров должна быть добросовестной, убеждены в областном филиале Транспортной инспекции. Именно поэтому при проведении контрольных мероприятий основной упор делается на выявление фактов осуществления пассажирских перевозок в регулярном сообщении без заключения договора с оператором. Отсутствие оного влечет административную ответственность по части 1 статьи 13.3 КоАП Республики Беларусь и предусматривает наложение штрафа в размере до 200 базовых величин на индивидуального предпринимателя и до 500 – на юридическое лицо.
В ходе мероприятий технического (технологического, поверочного) характера в отношении перевозчиков пассажиров в междугородном, внутриобластном и межобластном сообщениях специалистами Транспортной инспекции обследованы в течение прошлого года свыше 450 автомобилей. Составлены 78 актов, выявлены 144 нарушения законодательства в области транспортной деятельности. Кроме того, субъектам хозяйствования выданы 66 требований (предписаний) об устранении нарушений. По результатам контрольных мероприятий за выполнение регулярных перевозок пассажиров без заключения соответствующих договоров с оператором областным экономическим судом рассмотрены 20 дел, общая сумма наложенных административных взысканий составила около 400 базовых величин. Кстати, это нарушение лицензионных требований является грубым и может повлечь прекращение действия лицензии.
Анатолий Исаченко, председатель Могилевского облисполкома:
Вопрос наведения порядка в сфере пассажирских перевозок – на особом контроле, под пристальным вниманием. Перед ГАИ, ИМНС, филиалом Транспортной инспекции поставлена задача скоординировать деятельность для обеспечения равных условий добросовестной конкуренции законопослушных транспортников.
Это – выдержка из ответа на обращение заявителей из Быхова, которые, в частности, отмечали, что, несмотря на строгий контроль со стороны специалистов филиала Транспортной инспекции, одних их усилий недостаточно, требуется комплексный подход.
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТВ»