ЗАСО «ТАСК»

ПЕРВЫМИ ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ

7 сентября, 2023

В Национальном аэропорту Минск прошли комплексные учения по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов. Участниками их стали более 100 человек. Помимо работников аэропорта, привлекались силы «Белавиа», «Трансавиаэкспорта», «Белаэронавигации», а также МЧС и Минздрава.
Были задействованы свыше 20 единиц техники, воздушное судно и вертолет.

Герои дня – пожарные расчеты службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Национального аэропорта Минск

Учения проводились в несколько этапов, начиная от организации деятельности оперативного штаба и заканчивая удалением неисправного борта со взлетно­-посадочной полосы. Самыми захватывающими и зрелищными были аварийно-­спасательные работы в отношении пассажиров и экипажа воздушного судна. Едва раздался сигнал оповещения, как в районе ожидаемой посадки терпящего бедствие самолета все пришло в движение. Пространство наполнилось рокотом моторов и ревом сирен. Пожарные автомобили аэропорта, кареты скорой медицинской помощи, подразделения МЧС и центра кризисной психологической помощи РОСН «ЗУБР», другие специализированные транспортные средства незамедлительно прибыли в точку сбора.

Первыми на месте происшествия оказались пожарные расчеты службы поискового и аварийно­-спасательного обеспечения полетов аэропорта. Нормативное время прибытия первого автомобиля СПАСОП после объявления сигнала тревоги составляет всего три минуты, остальных машин – четыре. Пожарные расчеты сразу же заняли положение вдоль ВПП и незамедлительно приступили к выполнению своих обязанностей по обеспечению безопасной посадки аварийного воздушного судна. По взлетно-­посадочной полосе стала растекаться воздушно-­механическая пена, применяемая для тушения очагов возгорания.

Аварийно­-спасательная команда аэропорта в это время разбивала в непосредственной близости от ВПП зону сбора пассажиров, сортировки пострадавших, оказания им медицинской помощи и транспортировки в учреждения здравоохранения. Для содействия в эвакуации раненых авиакомпании выслали в помощь пожарно­-спасательным расчетам свои бригады.

Было полное ощущение того, что помощь терпящему бедствие самолету направляется со всех сторон, даже с неба, которое расцветилось яркими парашютами спускавшихся на землю десантников. Задачи парашютно­-десантной группы (ПДГ) – срочная эвакуация и доставка на вертолете Ми­8 в лечебные учреждения столицы пострадавших, которые более других нуждаются в экстренной медицинской помощи. Вертолет государственного авиационного аварийно-­спасательного учреждения «Авиация» МЧС (ГААСУ «Авиация») оснащен для этого всем необходимым.

Участники учений, принадлежавшие к разным ведомствам, действовали настолько дружно и слаженно, что все прошло на одном дыхании: и условная посадка воздушного судна, и ликвидация очагов возгорания, и эвакуация пассажиров с оказанием им медицинской помощи.

Понятно, что некоторые моменты легенды учений носили условный характер, конструкции вполне себе исправного самолета вовсе не воспламенялись, и топливо в реальности не было разлито на ВПП, но пожарные настолько умело имитировали огонь и задымленность в зоне авиационного происшествия, что это впечатляло по­-настоящему. Не зря же говорят: условия учений максимально приближены к реальным.

Представителей СМИ заинтриговало, как и почему родился именно такой замысел.

– В Беларуси подобных авиационных происшествий не было, – заверил генеральный директор Национального аэропорта Минск Вячеслав Хоронеко. – Составляя план учений, брали за основу и анализировали мировую практику. Сегодня мы увидели и оценили результат подготовки нашего персонала, которая осуществляется постоянно, изо дня в день. Аварийно­-спасательные расчеты укомплектованы всеми необходимыми средствами, которые имеются в гражданской авиации, чтобы работать в огне и первыми приходить на помощь пассажирам. На учениях присутствовали в качестве наблюдателей представители Авиационной инспекции. Они отметили достойный уровень, профессионализм и грамотные действия всех участников.

После эвакуации пассажиров и членов экипажа, проведения следственных мероприятий наступил последний этап учений. «Неисправный» Boeing 737­-300, выкатившийся за пределы взлетно­-посадочной полосы и утративший способность к самостоятельному передвижению, необходимо было убрать с летного поля.

Решением этой задачи занималась эвакуационная команда авиационно-­технической базы «Белавиа». Предварительно был выполнен расчет центровочных характеристик, чтобы не допустить опрокидывания. Перед самолетом уложили пластины из инновационного материала, способные выдерживать давление до 220 тонн на квадратный метр. Это позволило избежать проваливания колес в грунт. Операция выполнялась методом выталкивания воздушного судна мощным тягачом, вес которого составляет 40 (!) тонн. На всю эту, казалось бы, сверхсложную процедуру ушло не более 15 минут.

Таким образом, учения демонстрируют не только слаженность действий и профессионализм членов аварийно­-спасательной команды, но еще и возможности современной техники, которая находится у них на вооружении.

Само собой разумеется, что к подготовке таких мероприятий приступают задолго до их проведения. Накануне же, как правило, проходит и генеральная репетиция. Цели достигнуты, все службы аэропорта и смежные организации показали грамотные и слаженные действия. Никто из персонала не пострадал. Техника осталась в исправном состоянии.

– От уровня подготовленности наших спасателей в конечном счете зависят жизни людей, – подытожил руководитель учений заместитель генерального директора аэропорта по авиационной безопасности и режиму Вадим Правлоцкий. – Не дай бог, конечно, чтобы такое случилось в реальности. Поэтому и прописано нашим нормативным документом, что комплексные учения должны организовываться раз в два года.

Уже есть идея о проведении такого мероприятия в следующий раз не на территории аэропорта, а в 10–15 км от него. Наверняка это будет сложнее для участников аварийно­-спасательной команды. Но ведь именно так и оттачиваются профессионализм и мастерство.

Согласно легенде, при подходе к аэропорту командир воздушного судна передал сигнал «Терплю бедствие». Возгорание правого двигателя вызвало сильнейшее задымление в салоне самолета.
В процессе выполнения аварийной посадки он выкатился за пределы полосы, а вытекающее топливо воспламенилось. На борту – 95 человек, в том числе пять членов экипажа, жизнь которых – в опасности.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»