ЗАСО «ТАСК»

Первым делом – самолеты

11 ноября, 2024

В канун Дня работников гражданской авиации, отмечавшегося 3 ноября, прошла пресс-конференция, посвященная профессиональному празднику. Лейтмотивом выступлений всех ее участников стал тезис о том, что воздушный транспорт страны динамично развивается.

Положение дел в целом охарактеризовал директор Департамента по авиации Минтранса Игорь Голуб. За девять месяцев текущего года воздушный транспорт перевез пассажиров на 11,9% больше, чем за аналогичный период прошлого. В отношении грузов увеличение составило 12,6%. Пассажирооборот сложился на уровне 105,2%, грузооборот – 110,3%. Аэропорты республики обслужили пассажиров на 19,6% больше прошлогоднего. На 1,9% вырос объем обработанных грузов.

Выполнены ключевые показатели эффективности работы. Экспорт транспортных услуг к уровню 2023-го – 102,5%, товаров – 103,5%, образовательных услуг – 108%.

Продолжаются полеты в Россию, страны Кавказского региона, Средней Азии и Ближнего Востока, увеличиваются частоты на уже существующих направлениях. В наступившем осенне-зимнем сезоне регулярные рейсы из Беларуси выполняются в 19 аэропортов 10 государств.

Большое внимание уделяется загрузке областных аэропортов. В октябре 2023 года после длительного перерыва возобновила работу воздушная гавань Гомеля. Авиакомпания «Белавиа» открыла полетную программу в Москву. В феврале 2024-го стартовали чартерные рейсы из Витебска в Египет, в марте – регулярные из Гомеля в Санкт-Петербург, в апреле – из Бреста в Москву.

Возрастает интенсивность полетов через воздушное пространство нашей страны. Авиакомпании Китая стали летать в 10 раз больше, Казахстана – почти в четыре, ОАЭ – в два, Узбекистана и России – в полтора. Возобновили полеты авиаперевозчики Азербайджана и Египта.

Начиная с прошлого года активно включился в программу авиастроения Минский завод гражданской авиации № 407 – ведущее предприятие СНГ по ремонту, модернизации, техническому обслуживанию самолетов Як-40, Ту-134 всех модификаций. Освоены также техническое обслуживание Ил-76, Ту-214, Sukhoi Superjet 95, переоборудование и модернизация салонов, выполнение работ по покраске лайнеров различного типа. В этом году введен в эксплуатацию уникальный комплекс по смывке и покраске наружных поверхностей воздушных судов и их техническому обслуживанию.

Развитие отрасли требует серьезнейшего подхода к подготовке авиационных кадров. Эта функция возложена на Белорусскую государственную академию авиации, которая недавно отметила 50-летие. В июле прошлого года БГАА приступила к реализации важнейшей государственной задачи – созданию национальной школы подготовки пилотов гражданской авиации. Выпускники смогут работать в авиакомпаниях всего мира, но подготовка пилотов ориентирована, прежде всего, на Республику Беларусь.

Директор Департамента по авиации озвучил также ключевые направления развития гражданской авиации Беларуси до 2040 года. Прежде всего, это обеспечение авиационной и безопасности полетов. Предусматриваются увеличение парка воздушных судов – пассажирских, в том числе дальнемагистральных, и грузовых, расширение маршрутной сети, привлечение новых авиаперевозчиков, создание и развитие грузовых хабов. Предстоят дальнейшая модернизация и строительство объектов инфраструктуры аэропортовых комплексов, обновление технических средств аэронавигационного обеспечения, расширение авиаремонтного производства, углубление российско-белорусского сотрудничества в области авиастроения.

Авиакомпанию «Белавиа» на встрече представлял первый заместитель генерального директора Глеб Пархамович. Он начал с цифр, которые характеризуют работу перевозчика. За девять месяцев количество выполненных рейсов увеличилось на 12%. Перевезено без малого 1,5 млн пассажиров. По итогам 2024-го авиакомпания рассчитывает вплотную приблизиться к двум миллионам.

Главным событием года станет открытие 16 декабря нового регулярного рейса Минск – Урумчи. Это первый китайский аэропорт в маршрутной сети белорусского авиаперевозчика. В планах – дальнейшее развитие китайского направления.

Выполнение полетов по ранее действовавшим маршрутам, в том числе из областных аэропортов Гомеля, Витебска, Бреста, в зимний период продолжится. Исключение составят Махачкала и Мурманск. Пользующиеся спросом в теплый сезон эти рейсы будут восстановлены в летнем расписании 2025 года. В проработке также несколько новых направлений.

– То есть мы не стоим на месте. Коллектив прилагает все усилия для того, чтобы удовлетворить потребности пассажиров в авиаперевозках и, естественно, обеспечить безаварийную работу авиакомпании, – констатировал спикер.

Оценивая итоги работы Национального аэропорта Минск, заместитель генерального директора по авиационной безопасности и режиму Вадим Правлоцкий отметил сохраняющуюся динамику роста производственных и финансовых показателей. Так, по итогам девяти месяцев количество самолето-вылетов возросло на 12,4% по отношению к такому же периоду прошлого года, обслуженных авиапассажиров – на 15,2%, объем обработанного груза – на 17,8%. На регулярных рейсах в/из Минска перевезено пассажиров больше на 17,7%. По итогам 2024-го прогнозируется пассажиропоток на уровне 2,8 млн человек.

В настоящее время рейсы в Национальный аэропорт Минск на регулярной основе выполняют 10 авиаперевозчиков. Шесть российских («Победа», «Аэрофлот», «Икар», «Северсталь», Red Wings, «Азимут»), «Узбекские авиалинии», Air China, FlyDubai и отечественная «Белавиа», доля которой в общем объеме – 64,3%.

Самые популярные направления – Москва, Санкт-Петербург, Дубай, Стамбул, Тбилиси. Наибольшая средняя загрузка отмечена на рейсах авиакомпаний «Победа» (из Москвы и Санкт-Петербурга), «Азимут» (из Минеральных Вод), Red Wings (из Самары), «Белавиа» (из Тбилиси и Стамбула).

У главного авиатранспортного узла страны – два филиала: Оршанский и Могилевский. Аэродром Орша специализируется на обслуживании грузовых воздушных судов. Количество выполненных рейсов и объем обработанных грузов в сравнении с прошлогодними показателями выросли соответственно на 27,1 и 109,2%.

Национальный аэропорт продолжает инвестировать и в развитие своих филиалов, и в совершенствование собственной инфраструктуры. Начаты работы по сооружению временной плоскостной автомобильной стоянки. Продолжается модернизация здания аэровокзального комплекса.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»