ЗАСО «ТАСК»

ПАВОДКИ ТЕПЕРЬ НИПОЧЕМ

10 марта, 2022

В прошлом году в Островецком районе Гродненской области силами филиала «Автомост» КУП «Гроднооблдорстрой» совместно со Сморгонским предприятием мелиоративных систем ОУП «Гродномелиоводхоз» был проведен капитальный ремонт моста-шлюза через реку Лошу.

Во время капитального ремонта движение транспортных средств по мосту-шлюзу, расположенному на автодороге Н-6210 Изабелино – Гервяты – Михалишки, не прекращалось, что обеспечивало в том числе своевременное проведение сельскохозяйственных работ.

Лоша берет свое начало в Ошмянском районе, затем течет по территории Островецкого. Мост-шлюз находится возле агрогородка Гервяты. В реке, кроме прочих видов рыб, водится кумжа, которая становится форелью ручьевой. Также сюда может заходить семга, или, как она иначе называется, атлантический лосось. Эти виды рыб включены в Красную книгу Беларуси. К слову, на гербе Островецкого района размещена серебряная форель, а ее скульптурная композиция установлена в Островце к 550-летию города.

Рыба свои икринки зарывает в грунт, в том числе на берегах пруда возле моста-­шлюза. Поэтому ремонтные работы на гидротехническом сооружении начались 1 июня – как только завершился нерест. Сам пруд был создан в 1980-х годах для орошения земель. Тогда насосная станция качала воду в систему мелиоративных каналов, теперь она разобрана.

Выше по течению реку Лошу преграждают еще две плотины. Одна находится возле агрогородка Гудогай. Яновская ГЭС расположена рядом с городом Островцом. Во время большого паводка, когда на одной из них высоко поднялась вода, для предотвращения аварийной ситуации сделали сброс. По этой причине у моста-шлюза возле Гервят вода также поднялась очень высоко, сюда согнало лед, который выдавил затворы шлюзов из пазовых рам и погнул винты. Как объяснили мелиораторы, если б в случае больших паводков затворы на винтах не удержались, то случилось бы аварийное опорожнение данного водоема. Это могло привести к подтоплению лежащей ниже деревни Гервяты. В первую очередь тогда мог пострадать уникальный костел, расположенный в трехстах метрах от моста. Поэтому во время капитального ремонта обязательно нужно было заменить затворы шлюзов.

– Это осуществлялось с помощью шандорного щита, который смонтировали водолазы, ведь глубина возле сооружения достигала 4,7 метра. Он должен был служить преградой для удерживания уровня воды в водоеме, чтобы беспрепятственно и последовательно можно было заменить аварийные затворы во всех трех пролетах гидротехнического сооружения, – рассказывает главный инженер Сморгонского ПМС ОУП «Гродномелиоводхоз» Владимир Воротников.

Замена аварийных затворов и служебных мостиков позволила понижать и перенаправлять поток воды по разным пролетам. То есть правый и центральный пролеты затворов поднимались вверх, а один левый опускался, и поток воды из водоема шел через него. Следовательно, в нижнем бьефе можно было производить заложенные в проектной документации работы.

– После их выполнения маневрирование затворов производилось наоборот: правый опускался, а левый поднимался. Так мы смогли скоординировать свою деятельность. В нижнем бьефе для производства ремонтных работ была предусмотрена перемычка из мешков с песком, которая преграждала доступ воды к конструкции, подлежащей ремонту, – поясняет Владимир Владимирович.

Стоит отметить, что во время выпадения сильных осадков на расположенных выше двух других плотинах производили сброс воды, в результате чего ее уровень в водоеме возле Гервят повышался. Тогда мелиораторы ремонт сразу же прекращали.

В нижнем бьефе произведены восстановление разрушенных плит и заделка швов между всеми плитами рисбермы. На правом открылке в нижнем бьефе произошло смещение стеновых блоков. Для предот­вращения их дальнейшего разрушения проектом было предусмотрено устройство бандажа армирования и монолитного пояса УМ-3. Проведены работы по демонтажу на правом и левом открылках в нижнем бьефе монолитного пояса, так как со временем существующий бетон потерял свои технические характеристики. После этого выполнено устройство армосетки и залит новый монолитный пояс.

Владимир Воротников пояснил, что всю осень на объекте ударными темпами мелиораторы трудились одновременно с мостовиками: работники ПМС – внизу, а филиала «Автомост» – наверху. Сморгонское предприятие мелиоративных систем завершило выполнение своего комплекса работ до 1 декабря.

К осуществлению второго этапа ремонта мостовики приступили в сентябре. По словам начальника филиала «Автомост» КУП «Гроднооблдорстрой» Олега Шумина, связывающий сельскохозяйственные угодья мост-шлюз, расположенный на автомобильной дороге Изабелино – Гервяты – Михалишки, очень важен для обеспечения работы местного сельхозпредприятия. И не только. Поэтому движение по нему во время проведения ремонтных работ не прерывалось, несмотря на то, что это усложняло сам процесс реконструкции и почти в полтора раза увеличило срок строительства.

– Мы выполнили ремонт крайних и промежуточных опор: пескоструили, заделывали сколы, с помощью специальных смесей сделали гидроизоляционную защиту. Заменены крайние плиты пролетных строений, мост уширялся, его габариты были увеличены до нормативных, – рассказывает Олег Викторович.

По его словам, менялось полностью мостовое полотно, делались плита усиления и монолитные тротуары, на них – перильное ограждение. На мосту и подходах к нему установлено новое оцинкованное барьерное ограждение из криволинейного бруса, устроено асфальтобетонное покрытие. Все работы филиалом на объекте были завершены 22 декабря.

Местные жители, автомобилисты, велосипедисты и пешеходы, в том числе туристы, приезжающие в Троицкий костел в Гервятах, а также сплавляющиеся по реке любители водного туризма могут быть уверены: после проведения капитального ремонта мост-шлюз должным образом регулирует уровень воды в реке Лоше и с сильными паводками он справится.

Светлана СМОЛЕЙ, «ДБ»