Этот день в Слониме выдался пасмурным. Однако даже дождь, частый гость этого лета, утратил свою решительность и попридержал темперамент в ожидании предстоящего события на привокзальной площади станции. С самого утра здесь шла тщательная подготовка к открытию арт-объекта – памятного знака, приуроченного к Дню железнодорожника и празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

По такому случаю собрались местные жители, пассажиры, представители трудовых коллективов. Ведущий специалист отдела идеологии Барановичского отделения БЖД Юлия Блащеница, поприветствовав всех присутствовавших, сказала:
– В 1886 году через Слоним прошла линия железной дороги Барановичи – Белосток, начала действовать станция. Стальная магистраль коренным образом изменила жизнь города. Но стабильным и незыблемым остается одно: стремление жителей сделать улицы и площади Слонима лучше и краше, чтобы сберечь память о прошлом и открыть возможности для будущего. Сегодняшнее событие останется в истории нашего города и запечатлится на страницах летописи магистрали.
Первый заместитель начальника Барановичского отделения БЖД Дмитрий Гарус отметил весомый вклад железнодорожников в долгожданную Победу над немецко-фашистскими захватчиками и важность создания объектов памяти для последующих поколений.
О ценностях непреходящих, которые искорками силы и мудрости озаряют души людей, о значении истории в контексте настоящего и о самом памятном знаке, представлявшем собой интригу до момента открытия, поведал помощник управляющего Новогрудской епархией, руководитель отдела по взаимоотношениям церкви с государством и обществом протоиерей Андрей Цигель:
– То, что именно этот паровоз серии Оᴮ был выбран в качестве памятного знака, глубоко символично. Легкий и маневренный с виду, он – настоящая рабочая лошадка по сути. Снаряжаясь в толстую 30-миллиметровую броню, становился грозным оружием и надежным прикрытием для доставки людей и грузов в период войны, а также мощной площадкой для боевых действий прямо на ходу и выведения бронепоездов на боевые позиции. Рельсошпальная решетка тех лет, имевшая деревянную основу, не выдержала бы иную серию машин, оснащенных броней. По большому счету, локомотив использовался в качестве передвижной мобильной артиллерийской установки. Для этого устанавливали башни от танков Т-34 и корабельных орудий, зенитки. Эшелоны под патронатом «овечек» имели надежное прикрытие. То, что труженики железной дороги сделали для приближения Победы, не бросается в глаза, а ведь работали составители поездов зачастую под непрекращающимися бомбежками. И в своем подавляющем большинстве это были молоденькие девушки, которые валились с ног от бессилия, недоедания и недостатка сна, принося в жертву озаренное вспышками взрывов настоящее ради мирного будущего. Ласково прозванная в народе «овечками» серия Оᴮ верно служила как основной локомотив на стальных магистралях нашей страны более 70 лет, заканчивая 1964-м.
После возвышенных слов пришел черед для самого ответственного действа – открытия памятного знака, которое доверили Дмитрию Гарусу и Андрею Цигелю. Под общие аплодисменты был представлен макет паровоза серии Оᴮ, изготовленный работниками Барановичского отделения.

Светлана ЯРОШЕВИЧ, «ТВ». Фото автора