Вокзал – лицо любой станции, результат усилий множества авторов, обложка многотомника под названием «Железная дорога», который доступен для прочтения всякому желающему, посвященному в билетной кассе в пассажиры. А локомотивное депо – мир, скрытый от глаз, где происходит главное таинство метаморфозы, когда гусеница поезда превращается в крылатого громыхающего дракона, способного перевозить любые грузы на какие угодно расстояния. Через железнодорожную станцию Лиды первый товарно-пассажирский состав по линии Вильно – Лида – Барановичи – Лунинец отправился на просторы страны, размеченные мощной сцепкой металла и дерева, аккурат перед новогодними праздниками – 30 декабря 1884 года – со станции Пинск. Эта же дата считается днем рождения станции и локомотивного депо Лида.




Все начиналось с трех путей и такого же количества ремонтных стойл. Страницы истории этого объекта железнодорожной инфраструктуры бережно хранятся в фондах комнат боевой и трудовой славы, для которых в депо выделено специальное помещение. Есть у всех этих сокровищ и смотритель – инженер-технолог Виктор Мухин, щедро одаривающий всякого переступающего порог посетителя рассказами о представленных экспонатах.

– Историю мы, отделенные от нее расстоянием более чем вековой давности, можем не только изучать, но и осязать, прикасаться к ней в прямом смысле слова, поскольку первое здание локомотивного депо частично сохранилось. Данную постройку взорвала 14 марта 1943 года группа работавших там подпольщиков, чтобы электростанция, размещавшаяся в ней в период оккупации, не досталась врагу. А за год до окончания войны немецкими захватчиками при отступлении было взорвано и здание веерного депо, возведенное в 1907-м. Как, собственно, и пристроенные к нему механические мастерские, поэтому на сегодняшний день имеем только то, что чудом уцелело, – увлеченно делится знаниями наш провожатый в кулуары депо.
Непосредственное рабочее место Виктора Мухина – в отделе главного технолога. Под кураторством каждого специалиста – свои цеха, для которых они подготавливают и оформляют технологическую документацию на восстановление, испытание и регулировку узлов и деталей, а также другие необходимые документы.
– К примеру, привезли новое оборудование, нужно прописать, исходя из приложенной инструкции, свой документ. Именно им в дальнейшем будет руководствоваться работник. В депо я – 10 лет, половину из них – в должности инженера. Сам – из семьи железнодорожников по линии отца. К выбору профессии подошел осознанно, – кратко поведал о себе Виктор Мухин.
Место, которое достойно особого внимания, – цех по обслуживанию и ремонту тягового подвижного состава (ТПС). Здесь ремонтируют тепловозы со всей страны, происходит техобслуживание локомотивов приписного парка.
– Осуществляются все виды ремонта: от текущего до капитального. На территории Беларуси нет локомотивно-ремонтных заводов, поэтому было принято решение перепрофилировать локомотивные депо по республике под эти нужды. Профиль нашего – дизель-поезда и промышленные локомотивы с гидравлической передачей, – пояснил Виктор Мухин. – Работаем также над инновационными проектами. Один из уже реализованных – маневровые локомотивы серии ТМЭ1, где мы, значительно усовершенствовав тепловоз ЧМЭ3, существенно повысили его потенциал и улучшили условия труда машиниста. У каждого из цехов – свое особое предназначение, связанное с восстановлением технических характеристик: ТПС, сборка, колесно-тележечный, вспомогательное оборудование, дизели и гидропередачи, деревообработка, изготовление деталей. Есть также и другие вспомогательные участки, обеспечивающие работу основных цехов.



Многие специалисты, с которыми нам довелось общаться, в ходе интервью часто вспоминали учебные заведения, выведшие их в люди. Для заместителя начальника депо по эксплуатации Игоря Ермака альма-матер – это отправная точка, запустившая процесс реализации мечты. Минскому государственному колледжу железнодорожного транспорта имени Е.П. Юшкевича он приписывает заслугу в своем становлении на четкую и правильную колею:

– На железной дороге я – с 2000 года. Это сейчас в моем подчинении машинисты, их помощники и все сопутствующие эксплуатационные подразделения, а начинал с поступления в одно из лучших учебных заведений республики. В то время по стилю преподавания и режиму жизни колледж походил на кадетское училище: дисциплина и строгий распорядок. Помимо учебного процесса, имели место занятия физкультурой и спортом, музыкой.
Обучение профессии помощника машиниста тепловоза и электровоза заняло 3,5 года, а вот диплом мастера-техника электромеханического подвижного состава и рефрижераторных вагонов, а также мастера производственного обучения он получил через два года.
Нельзя стать машинистом, если ты не прошел «обкатку» у опытного товарища в качестве его помощника. Игорь Ермак затратил 12 лет, прежде чем ему доверили самостоятельное управление локомотивом. Закончил БелГУТ и институт в Москве. В 2014-м ему предложили испытать свои силы в качестве машиниста-инструктора, а через год назначили на нынешнюю должность:
– Я рос в в доме, где жили целые династии железнодорожников. Когда поставили на руководящую должность, многие машинисты-соседи, ровесники моих родителей, стали подчиненными, а ведь они помнят меня еще сорванцом…
Олег Беганский, который ныне управляет грузовыми составами, начинал в депо в 2011 году слесарем. Затем был обучающий курс на допуск к работе помощником машиниста, а управлять тепловозом стал семь лет назад. Пришел сюда по совету друзей и знакомых.

– Изначально романтика присутствовала, но постепенно стал более сосредоточенным, сдержанным на эмоции, что ли. Совсем нет времени на сантименты, ведь безопасность превыше всего, – поделился он. – В профессии я не разочаровался, поскольку имеются хорошие перспективы для роста по служебной лестнице и развития в качестве универсального специалиста.
Анна Хартанович, мастер участка гальванопокрытия и резинотехнических изделий, на предприятии уже 27 лет.
Закончила Белорусский государственный технологический университет, освоила специальность «Технология электрохимических производств» и получила профессию инженера-химика-технолога.
До депо, куда ее пригласили как опытного специалиста налаживать техпроцессы в новый тогда еще цех гальваники, 14 лет отработала на Лидском заводе электроизделий.
– Мы выполняем нанесение защитно-декоративных и просто защитных покрытий, восстановление изношенных деталей гальваническим способом с последующей их обработкой в размер, восстановление хромированием и железнением. Крестовины карданных валов, поршневые пальцы, распредвалы, цилиндровые гильзы – далеко не полный перечень деталей, с которыми приходится иметь дело. Работаем для собственного обеспечения и выполняем сторонние заказы. Очень активно сотрудничаем с Молодечно, – провела Анна Хартанович краткий экскурс в дела производственные.
Имеется в штате локомотивного депо Лида и собственный психолог Ирина Ковкель.

– Наши машинисты и их помощники проходят тестирование по специальной компьютерной программе. Моей аудиторией являются члены локомотивных бригад, составители поездов, водители путевых машин и их помощники – будущие и действующие. Я даю рекомендации по формированию пар «машинист – помощник». Очень важна психологическая совместимость, чтобы при последующем взаимодействии не возникало конфликта интересов, который может нелучшим образом отразиться на безопасности управления железнодорожным транспортом. Исключить и предупредить возможные противоречия в отношениях сотрудников – мое прямое предназначение, – кратко перечислила свои основные функции наша собеседница.
Павел Лисовский – мастер участка цеха, где осуществляется ремонт дизелей и гидропередач, также выкроил время, чтобы поделиться мнением о работе в депо.

– В наши обязанности входит капитальный ремонт дизельных двигателей и гидропередач дизель-поезда ДР1, а также двигателей MAN и Caterpillar. Сам ремонт состоит из множества операций: разборка-сборка, мойка, дефектовка, заявка на приобретение либо выдачу из резерва деталей, которые требуют замены, стендовые испытания качества для окончательного результата. Производство отдельных видов запчастей мы освоили сами, – посвятил он нас в будни. – В 2013-м поступил в Гомельский колледж – филиал БелГУТа. Спустя три года начинал слесарем по ремонту подвижного состава в этом же цехе, но на другом участке, а с 2020-го – в должности мастера. Время для нового опыта. Динамика в цеху затянула. График отлично вписывается в мой ритм жизни. Если правильно расставить приоритеты и грамотно организовать рабочий процесс, то человеческие ресурсы будут задействованы по максимуму, а механизм производства станет функционировать исправно. К технике меня всегда тянуло, поэтому и профессию решил получить соответствующую. Дядя работал машинистом на железной дороге, он и влюбил в романтику поездов.
– Коллектив у нас сплоченный, поэтому даже при возникновении трудностей все решаемо: друг друга слышим, на вопросы находим ответы, с работой справляемся, – резюмировал Павел Лисовский. И это не только об участке. Это в целом о локомотивном депо Лида…
Светлана ЯРОШЕВИЧ, «ТВ». Фото автора