880 лет. Древний и вечно молодой. На юбилей города над Сожем съехалось немало гостей. И вот для них, впрочем, как и для всех тех, кому интересна история Гомеля, был приготовлен прекрасный подарок: три туристических автобусных маршрута по знаковым местам. Наш корреспондент воспользовалась такой возможностью и делится своими впечатлениями.
В Гомеле немало исторических достопримечательностей. Ведь местное городище – один из центров племенного расселения радимичей. Примерно тысячу лет назад оно стало своеобразным перекрестком, где встречались разные народы, культуры и цивилизации. Об этом свидетельствует, например, найденный еще в 1822 году клад из 82 серебряных арабских дирхемов IX–X веков. В то время эти монеты выполняли функцию валюты не только в странах Арабского халифата, но и в славянских землях, Прибалтике, Поволжье, Хазарии. А пристань на Соже встречала купцов – гостей из Смоленска, Любеча, Чернигова, Киева и более далеких городов.
Все экскурсии по Гомелю начинались от железнодорожного вокзала, который уже сам по себе является объектом историческим. Ведь первое упоминание «…об открытии правильного движения на участке Ландварово-Роменской железной дороги от Бобруйска до Гомеля протяженностью 141,81 версты товарных поездов с 16 ноября 1873 года, а пассажирских – с 17 ноября 1873 года» содержится в Уведомлении № 320 от 20 ноября 1873 года сенатора Селифонтова военному министру с рассылкой копий данного документа в адрес министров внутренних дел и финансов.
Именно с этой даты началось строительство первого каменного здания пассажирского вокзала станции Гомель. Правда, за годы своего существования оно трижды подвергалось разрушению. Последний раз – в годы Великой Отечественной войны. Но уже в 1948-м на месте одноэтажного строения практически заново было возведено здание вокзала дальнего следования.
Первый автобусный маршрут – «Исторический треугольник города Гомеля». Участники совершали своеобразный экскурс в историю, знакомились с главными достопримечательностями областного центра, слушали интересные факты о нем.
Узнали и о том, как зарождался общественный транспорт в Гомеле. По одной из версий, его прародительницей стала конка, появившаяся еще в дореволюционное время. Она представляла собой специальный вагон, который по рельсам тянули лошади. Маршрут начинался от пожарной каланчи на Базарной площади (современная площадь Ленина) и шел в Новобелицу.
В ходе обзорной тематической поездки «Вечно юный древний Гомель» город был представлен как один из административных центров Беларуси. Участники экскурсии знакомились с его нынешним архитектурным обликом, основными памятниками, а также узнавали о некоторых этапах развития и современной жизни.
Маршрут «Дорогой памяти» проходил по военно-историческим мемориалам, рассказывал о событиях Великой Отечественной на территории Гомеля, позволял оценить не только мужество воинов, но и вклад ополченцев, партизан и подпольщиков в оборону и освобождение областного центра.
Нельзя не упомянуть и еще об одном факте. Водные пути с древнейших времен и на протяжении веков были главными транспортными артериями, а по берегам рек и долинам, как правило, возникали новые поселения. Не стал исключением и Гомель. В свое время по Сожу ходили суда различных типов: крупные – берлины и барки – длиной до 30 саженей (одна сажень – 2,134 метра) и грузоподъемностью до 8 тыс. пудов, средние – лайбы – вдвое короче, принимавшие на борт до 2 тыс. пудов груза, и пятисаженные лодки с нагрузкой до 350 пудов.
Кстати, гомельская пристань была одной из самых оживленных. Вверх по течению четыре парохода – «Кобзарь», «Тарас Бульба», «Орша» и «Донец» – делали по два рейса в неделю до Пропойска (нынешний Славгород). Было налажено и регулярное пассажирское движение вниз по течению и далее до Киева.
В день рождения Гомеля у пристани, как всегда в особо значимые для областного центра дни, стоял белоснежный красивый теплоход «Брест». Ведь прогулки по реке, в том числе и экскурсионные, давно уже стали визитной карточкой не только порта, но и самого города над Сожем. Кстати, это – давняя традиция. Когда-то, в первые годы советской власти, посетителей парка имени Луначарского возил мотодуб «Паккард».
С юбилеем, вечно юный древний Гомель! Праздник по случаю торжественной даты удался.
Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТВ»