Воспитанникам столичной Детской железной дороги имени К.С. Заслонова уже в юном возрасте выпал шанс ощутить себя почти взрослыми и определиться с будущей профессией. О том, каково это – в будни сидеть за партой, а по выходным стоять за пультом управления настоящим поездом, побеседовали с юными железнодорожниками.



Дмитрию Лодыгину, начальнику смены № 3 Детской железной дороги, – 15 лет, его первому заму Михаилу Пухтееву – 17. Оба парня начали узнавать стальную магистраль ближе, когда перешли в пятый класс – именно с этого момента школьники могут попробовать свои силы на Малой Белорусской, вступив в кружок «Юный железнодорожник».
Михаил: У нас занимаются ребята с 5 по 11 класс. Несмотря на такую разницу в возрасте, все быстро становятся единым коллективом. Старшие помогают младшим, и каждый находит себе товарищей по интересам.
Дмитрий: Согласен. Детская железная дорога – это новые знакомства, друзья. Я записался на кружок в 11 лет, когда увидел объявление о наборе. И вот уже четыре года обучаюсь здесь, вырос до начальника смены.
Михаил: Кстати, я тоже случайно увидел объявление в метро. Меня заинтересовало то, что всем процессом руководят дети. Тогда еще учился в 4 классе. В том возрасте хотелось быть крутым, взрослым. И вот целый год ждал, когда смогу записаться. Попробовав здесь себя в различных профессиях, уже нашел ту, с которой четко связываю свою дальнейшую судьбу – буду поступать в БелГУТ на специальность «Технологии транспортных процессов (организация перевозочного процесса и управление на железнодорожном транспорте)». Вот кого обычно знают пассажиры? Проводника, кассира – кто на виду. А профессии дежурного по станции, диспетчера, путейца, слесаря ребята открывают для себя именно здесь. Как результат – с каждым годом все больше выпускников нашего кружка поступают в учреждения образования железнодорожной сферы.
Дмитрий: Обучение в кружке делится на две части: теоретическую (октябрь – апрель) и практическую (май – сентябрь). Занятия проходят раз в неделю в учебном центре на Фрунзе, 9. Это общий двухгодичный курс теории, дающий представление о железнодорожной сфере. После сдачи экзамена на допуск к практической части начинается освоение разных профессий: на третьем году – помощника машиниста, на четвертом – машиниста. Спустя четыре года становишься квалифицированным работником Детской железной дороги. Многие из нас так и остаются здесь – хоть теория и закончилась, но прохождение практики продолжается. Каждому находится применение.
Михаил: Детская железная дорога уникальна тем, что у нас даже девочки водят поезда. Попробовать себя в каждой из профессий может любой. Мы здесь видим все изнутри. И сегодня, передвигаясь в поезде, воспринимаем эту поездку совсем по-другому. Также каждый из нас уже примерно представляет будущий карьерный путь. Это очень хороший опыт работы в коллективе, когда в юном возрасте понимаешь, как в какой ситуации следует поступить. Мы учимся выстраивать взаимодействие с начальником. А если сам выполняешь роль начальника поезда, то уже осознаешь степень ответственности.
Заместитель начальника Малой Белорусской Светлана Марутко уверена: все юные железнодорожники хорошо социализированы. Ребята становятся более серьезными, развитыми с творческой стороны, наработавшими большой круг общения, дисциплинированными. За учебный год некоторые меняются до неузнаваемости. Они привыкают быть аккуратными, следят за своей формой, стремятся получить очередной значок, который выдается за особые достижения. В конце сезона ребята, показавшие высокие результаты в обучении, получают грамоты. Своими успехами они мотивируют друг друга на новые победы. Участвуют в конкурсе «Лучший по профессии», ведь каждый ребенок хочет им стать.
– Они приходят к нам маленькими, а уходят уверенными в себе, возмужавшими. Лучшие из лучших получают возможность съездить за границу. Например, недавно четверо наших ребят побывали в Китае, где происходил обмен опытом. В этом году планируется поездка в Екатеринбург для участия в состязаниях юных железнодорожников, – Светлана Владимировна гордится возможностями, которые открываются перед ее подопечными.
Одновременно здесь занимаются порядка 500 человек. Иногда ребенок утверждает, что видит себя, например, только машинистом, а в итоге поступает на другую железнодорожную специальность. Так что у каждого кружковца есть время определиться, что ближе сердцу. Чем дольше дети обучаются, тем более серьезные задачи возлагаются на них. Однако рядом с ребенком всегда есть инструктор – взрослый человек, который готов помочь, не вмешиваясь без надобности, чтобы у юного железнодорожника не терялось ощущение самостоятельности.
– Ребята постоянно участвуют в концертах, посещают культурно-массовые и патриотические мероприятия. 1 сентября общими усилиями организовывается развлекательная программа, где наши дети в качестве аниматоров веселят пассажиров. Все с особым трепетом ждут начала практики. Около 40% выпускников в итоге поступают в учебные заведения на железнодорожные специальности. Они уже понимают, кем хотят стать и с какими трудностями будут сталкиваться, поэтому делают максимально осознанный выбор. При поступлении в профильные учебные заведения каждый может получить преимущество в виде целевого направления. Уже будучи студентами, они приходят к нам в гости, рассказывают о своих успехах. После окончания учебных заведений некоторые возвращаются сюда в качестве работников, ведь Детская железная дорога становится родной для них, – делится наблюдениями заместитель начальника. – В Беларуси ДЖД – единственная в своем роде. Когда люди к нам приезжают, они говорят, что чувствуют себя вернувшимися в детство.
Малая Белорусская, как ее ласково называют сами железнодорожники, является кузницей кадров для большой магистрали и местом, где начинают воплощаться в реальность детские мечты.
Диана ХВАЛЬКО, «ТВ»