На пороге холодного периода года мы традиционно говорим о готовности дорожной инфраструктуры и транспортных средств к зиме. Участниками пресс-конференции на эту тему стали представители ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» и республиканского унитарного сервисного предприятия «Белтехосмотр».

Активная подготовка к зиме у дорожников начинается еще в весенне-летний период. Главный инженер управления «Центр» ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Дмитрий Климович обозначил ее основные направления. Это текущий ремонт улично-дорожной сети, разработка оперативных планов, проведение обучения персонала, выбор и согласование мест временного складирования снега, подготовка производственных баз и помещений.
В текущем году объединением отремонтировано более 1,89 млн кв. метров столичной улично-дорожной сети. Речь идет как о полной замене, так и о ямочном ремонте покрытий и тротуаров, устройстве защитных слоев, устранении колейности, создании безбарьерной среды.
Полная замена покрытия проезжей части произведена на 90 участках общей площадью свыше 1 млн кв. метров. Ежегодно растет объем выполнения таких превентивных мероприятий, как заливка трещин. В этом году сделали в 2,5 раза больше, чем в прошлом – более 1 тыс. км. В 1,7 раза увеличилось по сравнению с предыдущим периодом устройство защитных слоев.
По состоянию на 1 ноября в объединении переоборудован парк техники. Пескосолераспределители прошли аттестацию на минимальные паспортные нормы распределения противогололедных материалов. Кроме того, планируется закупить 111 единиц нового оборудования.
С целью предупреждения сбоев в сильные снегопады заключено около 70 договоров со сторонними организациями. Это позволит привлечь дополнительно еще порядка 400 специальных машин. Заготавливаются противогололедные материалы. Склады для хранения технической соли общей вместимостью 9100 тонн заполнены на 100%. Заготовка песчано-соляной смеси составляет 77% потребности, или более 40 тыс. тонн.
Определены 10 мест для временного складирования и утилизации снега. По каждому есть заключение о возможности эксплуатации и необходимое согласование. Ориентировочная вместимость площадок – около 500 тыс. кубов. Будет действовать также снегоплавильный пункт на Машиностроителей производительностью 5 тыс. куб. метров в сутки.
Чтобы обеспечить безопасность движения и быструю очистку улиц, с ГАИ проанализированы вопросы организации движения при проведении уборочных работ, а также эвакуации транспортных средств, мешающих уборке.

В зимний период предприятия объединения переходят на круглосуточный двухсменный режим. На уборке снега будут заняты порядка 700 единиц техники и более 800 дорожных рабочих.
По заверениям представителя «Горремавтодора», имеется все необходимое для своевременного и качественного выполнения поставленных задач.
О готовности к зиме транспортных средств говорил начальник управления организации государственного технического осмотра УП «Белтехосмотр» Михаил Михаловский. Прежде всего, он напомнил водителям о том, что, согласно статье 33 Закона о дорожном движении, прохождение гостехосмотра обязательно для всех. В настоящее время в республике действует сеть из более чем 230 диагностических станций. Информация о их месторасположении и режиме работы размещена на официальном сайте предприятия.
Благодаря функционированию автоматизированной информационной системы УП «Белтехосмотр» клиент не привязан к конкретной станции. Если транспортное средство признано не соответствующим установленным требованиям, повторное проведение контрольно-диагностических работ может быть осуществлено на любой из ДС. Причем во второй раз контроль и диагностика коснутся только тех узлов и систем, которые были неисправны.
Процесс прохождения гостехосмотра зимой практически ничем не отличается от данной процедуры в другие периоды года, за исключением требований, предъявляемых к шинам. На всех колесах транспортных средствах категории М1 и N1 должны быть установлены зимние шины, имеющие маркировку знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинками внутри нее, а также знаками M+S (M&S, МS). В случае использования шин с шипами противоскольжения они устанавливаются на всех колесах.

Представитель «Белтехосмотра» акцентировал внимание на том, что на диагностическую станцию машину нужно представлять в чистом виде:
– То есть наружные поверхности кузова, оборудование узлов не должны иметь следов грязи, смазочных материалов, колеса – без декоративных колпаков. Транспортное средство необходимо заправить используемым топливом и техническими жидкостями, а двигатель прогреть до рабочей температуры.
Если говорить о наиболее частых неисправностях автомобилей, которые выявляются при государственном техническом осмотре, то порядка 40% приходится на тормозную систему. Это относительная разность тормозных сил колес, наличие деталей с трещинами, нарушение герметичности и прочее. Около 20% составляет несоответствие внешних световых приборов (регулировка света фар, сила света в контрольной точке). Еще 6% – проблемы с двигателем (токсичность, дымность). Нередко возникают вопросы и по комплектации аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки, которые обязательны в автомобиле.
По итогам 10 месяцев текущего года около 20% транспортных средств из представленных на диагностические станции (или 260 тыс.) признаны не соответствующими установленным требованиям. Ежемесячно разрешение на допуск к участию в дорожном движении получают порядка 110–120 тыс. автомобилей. За 10 месяцев выдано около 1,28 млн разрешений. В прошлом году эта цифра составила почти 1,527 млн. По мнению представителя УП «Белтехосмотр», снижение может быть связано с изменениями законодательства в части сроков действия разрешения. На отдельные категории транспортных средств они увеличены.
В рамках исполнения поручений правительства по цифровизации практически реализована альтернативная возможность получения разрешения на допуск автомобилей к участию в дорожном движении в электронной форме. Соответствующая административная процедура размещена на едином портале электронных услуг «Е-паслуга». Ожидается принятие отдельных изменений в нормативные правовые акты. Тогда электронная процедура получит полноценную реализацию.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»