ЗАСО «ТАСК»

Оптимальные решения рождаются в диалоге

17 августа, 2024

В результате совместных усилий, предпринятых на предприятиях и в организациях отрасли, условия труда стали более безопасными и комфортными, отметил в ходе семинара председатель Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций Владимир Федорович. В этом направлении в коллективах проводится большая работа. Показательным является пример таких предприятий, как ЗАО «Гомельский вагоностроительный завод» и филиал «Автобусный парк № 6» ОАО «Гомельоблавтотранс», где побывали участники в ходе семинара. А также ОАО «Пинский автобусный парк», РУЭСП «Днепро­-Бугский водный путь», ОАО «Минский завод гражданской авиации № 407», филиал «ДРСУ № 163» КУП «Минскоблдорстрой», мехкарьер «Черкассы» филиала «Нерудстройматериалы» ОАО «Дорстройиндустрия», ЧТУП «Транс-­Велес» г. Копыля, виртуальную экскурсию по которым собравшиеся совершили во время демонстрации презентационного фильма. 

Изображение носит иллюстративный характер. Фото Виктора ДУЛЕБО

Наметилась, по словам профсоюзного лидера, и тенденция снижения уровня производственного травматизма. Постепенно сокращаются количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда и число профессиональных заболеваний. Однако полностью не решены некоторые проблемы в обеспечении производственной безопасности и дисциплины: все еще имеются случаи гибели людей на рабочих местах. Поэтому для предотвращения травматизма необходим систематический анализ причин его возникновения, подчеркнул Владимир Геннадьевич, озвучивая статистику.

За шесть месяцев произошло 20 производственных несчастных случаев, два из которых – смертельные.

В организациях Белорусской железной дороги, дорожного хозяйства, автомобильного транспорта отмечен рост производственного травматизма с тяжелым исходом: 11 человек были травмированы деталями (воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей и т.п.), шестеро получили травмы.

Анализ материалов специального расследования и результаты их рассмотрения свидетельствуют о том, что основной причиной случаев травматизма также является отсутствие должного внимания к вопросам обеспечения безопасности производственных процессов со стороны руководителей, особенно среднего звена, подразделений филиалов. Все еще не выявляются нарушения при организации и производстве работ, к которым привлекается персонал без оформления наряда­-допуска, снятия напряжения и установки заземлений, ограждения.

Изображение носит иллюстративный характер. Фото Виктора ДУЛЕБО

Кроме того, необходимы контроль и пресечение случаев выполнения работ с несоблюдением технологии, требований норм и правил охраны труда, трудовой и производственной дисциплины, принятие должных мер по исключению повторяющихся нарушений. Зачастую сами работники к личной безопасности относятся безответственно. В результате органами государственного надзора, отраслевым профсоюзом вскрываются многочисленные факты несоблюдения элементарных норм охраны труда, исполнительской и трудовой дисциплины.

– В первом полугодии технической инспекцией профсоюза в соответствии с планом проверок и мониторингов по соблюдению законодательства об охране труда на предприятиях отрасли проведены 64 проверки, в ходе которых выявлены 548 нарушений. Еще 1885 – по результатам 330 мониторингов, – отметил Владимир Федорович. – В 2024 году в организациях отрасли функции общественных инспекторов по ОТ выполняют 3907 человек. Их основное внимание направлено на соблюдение требований по охране труда и участие в периодическом контроле.

Владимир Федорович:

– Сегодня перед нами стоит задача сделать общественный контроль в сфере труда эффективным и современным. Он должен соответствовать как основным ожиданиям работника, так и интересам нанимателя. Постоянный диалог между нанимателями и профсоюзными комитетами позволяет нам находить оптимальные решения для создания безопасных и комфортных условий труда, решать возникающие вопросы как системного характера, так и по отдельным филиалам и структурным подразделениям.

Заместитель начальника управления научно-­технической политики и информатизации Министерства транспорта и коммуникаций Павел Бречко в ходе республиканского семинара остановился на теме выполнения госпрограммы «Рынок труда и содействие занятости» до 2025 года. Одним из ее заказчиков и исполнителей является Минтранс.

Программой предусмотрено выполнение задачи «Улучшение условий и охрана труда» с доведением определенных заданий. Одно из них касается сокращения количества человек, занятых на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда. В 2023 году задание было реализовано с заделом: на предприятиях число таких работающих было снижено до 29,8 тыс. человек при необходимых 34 тысячах. Выполнение данного показателя обусловлено также и общим сокращением работников транспортного комплекса. По словам Павла Ивановича, необходимо продолжать работу по выводу людей из вредных и опасных условий, в том числе за счет замены подвижного состава на более современный.

Важную роль в создании оптимальных условий труда играет и использование на предприятиях отрасли системы управления охраной труда (СУОТ). К 2024 году задание по ее внедрению выполнено в 90% предприятий. В большинстве она действует уже не первый год. В 2024­-м ею должно быть охвачено еще 5%. Это в основном организации с незначительной численностью штата.

Изображение носит иллюстративный характер. Фото Виктора ДУЛЕБО

В нынешнем году также предусмотрены четыре недели нулевого травматизма. Задача предприятий и организаций – задействовать все необходимые силы и средства, чтобы во время проведения данного комплекса мероприятий не допустить ни одного травмированного на производстве. К слову, в рамках второй в этом году Недели нулевого травматизма Минтрансом и БелПрофТрансом был проведен республиканский семинар по охране труда.

Затронул Павел Бречко и вопросы производственного травматизма:

– Актуальным является обеспечение безопасности движения транспорта, так как для транспортного комплекса характерно травмирование работников вследствие ДТП. Ежегодно по этой причине мы имеем пострадавших на производстве водителей, работников-­пассажиров и дорожных рабочих. В прошлом году произошло пять такого рода ДТП. К сожалению, не обошлось без них и в нынешнем.

Как отметил представитель Минтранса, для предупреждения подобных случаев и уменьшения последствий от них со стороны ведомства будет продолжено целевое выделение бюджетных средств по заявкам организаций дорожного хозяйства. Они предусмотрены для приобретения прицепных демпферных устройств и технических средств организации движения со светодиодной индикацией. Со своей стороны дорожные службы должны безусловно соблюдать согласованные с ГАИ планы организации дорожного движения при выполнении работ. Кроме того, для снижения дорожно-­транспортного травматизма в целом по республике Минтрансом будут направляться бюджетные средства на приобретение и установку дорожных ограждений, разделяющих транспортные потоки, и ликвидацию участков концентрации ДТП.

Руководителям организаций, на которые законодательством возложено множество функций по обеспечению безопасности движения транспорта, Павел Бречко настоятельно рекомендовал максимально использовать в своей деятельности современные технологии и информационные системы. Они помогут упростить выполнение данных обязанностей – начиная с предрейсового контроля состояния водителей и соответствия технического состояния транспортных средств и заканчивая процессом управления автотранспортом.

Немаловажную роль в обеспечении безопасного труда играет его популяризация, а также мотивация и материальное стимулирование работников. На это выступающий также обратил внимание собравшихся.

Павел Бречко:

– На страницах отраслевых газет «Транспортный вестник», «Транспортная безопасность» и «Железнодорожник Белоруссии», на которые организации могут оформить постоянную подписку, систематически освещаются вопросы общественной безопасности, включая охрану труда, безопасность движения и предупреждение чрезвычайных ситуаций. Ежегодно около тысячи водителей республики, работающих без аварий и нарушений Правил дорожного движения, приказом министра транспорта и коммуникаций награждаются нагрудным знаком «За работу без аварий». При этом многими предприятиями в коллективных договорах предусмотрены соответствующие выплаты водителям за работу без аварий. Положение о таком нагрудном знаке утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2006 года № 504. В связи с этим рекомендую государственным органам и организациям обратить внимание на данную возможность стимулирования водителей уже предусмотренным законодательством способом.

В ходе семинара обсуждались и другие темы, касающиеся безопасности движения и эксплуатации транспорта и оборудования, безопасного производства работ, совершенствования работы по охране труда. Участники мероприятия дали ему высокую оценку, отметив важность и актуальность рассматриваемых проблем.

Людмила КОПАТЬ, «ТВ»